Минимальные социальные стандарты
Государственной Думой 15 апреля 1998 г. принят во втором чтении проект Бюджетного кодекса, в котором закладываются направления будущей бюджетной политики государства. Совершенно очевидно, что проводимая бюджетная политика должна соответствовать социально-экономической политике в целом, а также Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. При этом необходимо иметь в виду, что местные бюджеты являются одним из важных элементов бюджетной системы Российской Федерации, а их сбалансированность — одно из условий жизнедеятельности населения муниципальных образований (городов, поселков, деревень).
Принятие Бюджетного кодекса поставит межбюджетные отношения на законную, правовую основу. Однако рассматриваемый вариант Бюджетного кодекса не лишен, как нам кажется, серьезных недостатков. С этих критических позиций и рассмотрим проект Бюджетного кодекса.
Разрабатываемый проект (в отличие от традиционно возлагаемой на такой законодательный акт задачи — кодификации законодательства по бюджетным вопросам, которое за относительно длительный период времени в основном оправдало себя на практике) ставит целью реформирование бюджетных отношений исходя из требований бюджетного федерализма и гарантии местного самоуправления. В связи с этим важное значение приобретает одинаковое понимание как в федеральном центре, так и в субъектах Российской Федерации содержания понятия "бюджетный федерализм", поэтому оно обязательно должно быть законодательно зафиксировано. Его следовало бы дополнить положением об активном участии субъектов Российской Федерации в выработке и реализации бюджетной и налоговой политики государства.
Для определения поддержки региона из федерального бюджета существует методическая система расчета. Существует 2 варианта распределения ФФПР. Первый вариант – вариант расходно-доходного выравнивания:
1.1Определение состава дотационных регионов.
К числу дотационных территорий могут быть отнесены те, для которых рассчитанный объем расходов бюджетов субъектов Российской Федерации Ei превышает рассчитанный объем доходов, (Ri) т.е. для которых справедливо неравенство:
Ei
–
Ri
>0
1.2Распределение части Фонда с целью установления максимально допустимого дефицита бюджетов субъектов, на уровне 50% к расходам для высокодотационных регионов. На этом этапе происходит выделение трансфертов из ФФПР (t(i)) бюджетам субъектов Российской Федерации, дефицит которых превышает 50% рассчитанных расходов, с целью доведения их дефицита до этого уровня. Объем трансферта из ФФПР в бюджет субъекта Федерации (i) рассчитывается следующим образом:
t(i) =0.5*Ei - Ri
где Ei - рассчитанный объем расходов регионального бюджета i ;
Ri - рассчитанный объем доходов регионального бюджета i
А величина фонда, распределяемая на данном
Этапе (T(i)) , составляет:
|
где n - количество высокодотационных регионов, где разрыв между собственными доходами и расчетным объемом расходов превышает 50% расходов.