Формирование бюджетных отношений в России.
Разделение налогов на федеральные налоги, налоги субъекта Р.Ф. и местные налоги было произведено Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.91 года, (статья 18). Статьи 19,20,21 содержат конкретный перечень федеральных налогов, налогов республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, а также местных налогов. При этом следует отметить, что данный перечень первоначально являлся исчерпывающим и вводить новые налоги, дополнительно к уже имеющимся, субъекты РФ и органы местного самоуправления не могли. Кроме этого, необходимо также отметить, что в данном Законе наибольшее число и наиболее доходные налоги отнесены к федеральным, поскольку они являются территориально более мобильными, а к налогам субъектов федерации в соответствии с законом были отнесены налоги территориально наименее мобильные, но и менее доходные налоги (на имущество, лесной доход, земельный налог).
А выравнивание финансовых условий в регионах до 1996 года шло в основном за счет предоставления каждому конкретному региону определенного процента отчислений от НДС. Причем разброс данных отчислений был в 1995 году от 5% до 20%.
Существующая система регулирования территориальных бюджетов имеет ряд преимуществ. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами территориальные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единица стимулирует территориальные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.
В то же время используемый метод регулирования территориальных бюджетов имеет недостатки. Основной - наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов территориальных бюджетов. Это выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных стандартов.
Помимо регулирующих доходов в качестве доходов бюджета Законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" предусмотрены дополнительные источники средств, выделяемые федеральными властями. Сюда можно отнести, например, субвенции, дотации, кредитные ресурсы.
Дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов не совершенны. Эти источники лишены стимулирующих средств, они создают у территориальных органов власти иждивенческое настроение.
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено.
Субвенция - объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта Федерации или административно-территориального образования (органа местного самоуправления).
Дотация - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.
Кредитные ресурсы - средства, передаваемые другим бюджетам на кредитной (возвратной) основе.
В мировой практике действуют две классические (условно) схемы "вертикального" (и частично "горизонтального") выравнивания:
1 .Американская модель - когда доходная часть бюджетов всех уровней формируется преимущественно за счет собственных источников, т.е. федеральные налоги поступают в федеральный бюджет, штатовские - в бюджет штатов, местные налоги - в местные бюджеты;
2.Германская модель основана на том, что доходная часть бюджетов всех уровней преимущественно формируется за счет законодательно определенных отчислений (долей) от единых (федеральных) налогов (при наличии и раздельных налогов).