Государственный долг
Авторы считают, что необходимо внести изменения в Порядок работы с проектами, финансируемыми за счет займов МБРР, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. №395. это связано в первую очередь с тем, что после вступления в действие БК РФ многие положения данного документа устарели, изменилась сама стратегия РФ в отношении заимствований у международных финансовых организаций.
В настоящее время правовое регулирование государственного долга субъекта РФ осуществляется на основе норм БК РФ и законов субъектов Федерации о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, разработанных на его основе.
Действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом, по мнению авторов, нуждаются в существенных дополнениях с существующими экономическими и практическими реалиями. Принятие соответствующих изменений и дополнений действующего законодательства позволит осуществлять достоверный учет состояния государственного долга и операций по его обслуживанию, создать работоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной и долговой политики, обеспечить действенный контроль за государственным долгом на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского общества в целом.
Заключение
Государственный долг является прежде всего притоком капитала, двигателем прогресса. Долг не должен являться проблемой для государства. Он должен способствовать развитию экономики страны. Сам по себе дефицит бюджета и нормальный государственный долг не являются негативными факторами, т.к. позволяют решить на определенных этапах развития сложные экономические проблемы.
Однако это не относится к настоящей ситуации в экономике России. Если государственный долг является проблемой для страны, то в данной стране наблюдается рост инфляции, дефицит бюджета и т.д.
Правительство предпринимает различные меры по управлению государственным долгом, но в настоящее время они пока не приносят ожидаемых результатов.
Переход в цивилизованную форму расплаты по долгам можно оценить положительно, однако некоторые параметры этой расплаты являются достаточно жесткими. Если к этим условиям добавить выплаты по внешнему долгу самой России, которые значительно возрастают, т.к. к этой категории долга относится не только обслуживание займов периода реформирования (1992 г.), но и выплаты процентов, то становится очевидным, что положение в этой сфере тревожное, причем растянутое на многие годы.
В данной статье рассматривается только один аспект промышленной политики, обусловленный участием и активной ролью государства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста. Наличие амортизационных фондов позволяет предприятию финансировать только ремонт старого оборудования или его замену на аналогичное. В странах с развивающейся экономикой, с неразвитой банковской системой и высокими рисками получение кредита становится неразрешимой проблемой.
Рассмотрим ситуацию, при которой государство занимает активную позицию по инвестированию. У государства существует несколько вариантов финансирования инвестиционного проекта:
1. при наличии профицита бюджета государство может вложить имеющиеся избыточные средства в производство;
2. государство может взять кредит за границей;
3. государство может провести эмиссию необходимых средств.
Вариант номер один, связанный с наличием избыточных средств в бюджете, по опыту развивающихся стран, мало актуален. Поэтому в данной статье рассмотрены варианты номер два и три.
Вариант номер два основывается на привлечении кредита из-за границы. Он предполагает, что доллары сразу же переводятся в рубли, биржа является бесплатным посредником, получение и возврат кредита осуществляются мгновенно. При варианте номер три государство производит ограниченную эмиссию денег.
Таким образом, при использовании для кредитования инвестиционного проекта иностранного займа происходит единовременный впрыск в экономику 1 млрд.дол. США, а через 5 лет имеет место отток 1,5 млрд.дол. США. В случае проведения ограниченной эмиссии влияние на состояние экономики оказывают два эффекта: впрыск в экономику 30 млрд.руб. на 5 лет, означающий возможность возникновения инфляции, рост занятости и дальнейшее изъятие 45 млрд.руб. через 5 лет.
Приведенные выше рассуждения означают, что при определенных условиях, возможность обеспечения которых необходимо детально рассмотреть, для государства выгоднее произвести ограниченную эмиссию денег для финансирования своей промышленной политики, чем использовать иностранные кредиты. При проведении политики заимствований за рубежом возникает проблема, связанная с тем, что при наличии нескольких проектов требуется много займов, что порождает рост внешнего долга страны.