Государственный долг
Новый этап в урегулировании послевоенных расчетов по ленд-лизу начался в период разрядки международной напряженности в 1970-е гг. В октябре 1972 г. между СССР и Америкой было подписано торговое соглашение. Тогда была установлена окончательная сумма нашего долга и сняты цензурные запреты на тему ленд-лиза. СССР обязался заплатить задолженность в размере 772 млн. дол. США, включая проценты, к 2001 г. Ленд-лиз стал крупным источником обогащения американских монополий.
Для разработки денежно - кредитной политики и решения практических задач формирования федерального бюджета особый интерес представляет анализ балансов движения и перспективного потенциала накопленных финансовых обязательств, как самой России, так и иностранных государств перед ней.
Международная кредитная позиция важна и с точки зрения практики управления внешним долгом. Мировой опыт показывает, что при урегулировании задолженности, если имеется такая возможность, осуществляется зачет взаимный финансовых пассивов и активов. Подобный зачет имел место при заключении в 1992-1994 гг. Соглашений России с государствами СНГ об урегулировании вопросов правопреемственности в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР.
Представляется, что и при принятии в начале 1990-х годов Россией основополагающего решения о принятии на себя единоличной ответственности по долгу бывшего СССР переоценка величины имевшихся советских зарубежных активов, с помощью можно было, как казалось на первый взгляд, с запасом перекрыть все обязательства перед внешними кредиторами. Зачет долгов и активов на сумму порядка 8 млрд. дол. Был осуществлен в соглашении с Польшей от 13 ноября 1996 г. А при урегулировании задолженности РФ перед Сербией в конце 2003 г. Даже была зачтена задолженность этой страны перед российской корпоративной структурой – «Газпромом» в размере 247 млн. дол.
В 2000-2003 гг. Был осуществлен ряд операций по реструктуризации внешнего долга. Наиболее существенной из них стала реструктуризация задолженности перед Лондонским клубом кредиторов в 2000 г., в результате которой номинальный объем задолженности уменьшился на 10,4 млрд. дол.
В настоящее время считается окончательно не урегулированной задолженность в размере немного более 3 млрд. дол. (перед Кувейтом, Югославией, Турцией, ОАЭ, Китаем).
Все это делает реальными с точки зрения международной кредитной позиции, публикуемые Минфином данные о внешней задолженности, и позволяет точнее определить фактическую величину перспективных выплат, то есть долговую нагрузку бюджета.
Иная ситуация наблюдается по обязательствам иностранных государств перед Россией. Значительная их часть остается виртуальной величиной, так как по разным причинам российские оценки не признаются нашими должниками.
По нашим оценкам, можно рассчитывать на получение не более 20-25 млрд. дол. основного долга (без учета капитализации процентов) за счет задолженности иностранных государств.
При анализе международной кредитной позиции России следует учитывать целый ряд других факторов. Существуют различия методологий учета кредитных активов и обязательств у Минфина и Банка России, что обуславливает несопоставимость их данных по международной кредитной позиции. ЦБ ведет учет обязательств по государственным ценным бумагам, которыми обладают нерезиденты, в то время как Минфин в соответствии с Бюджетным кодексом РФ относит к внешней задолженности все суверенные обязательства, выраженные в иностранной валюте. Банк России учитывает государственные ценные бумаги по их рыночной стоимости на конкретную дату, в то время как Минфин исходит из их номинальной стоимости.
И еще одно обстоятельство. В отличие от публикаций Банка России по международной инвестиционной позиции приведенные в таблице данные характеризуют международную кредитную позицию РФ как суверенного государства и не затрагивают баланс кредитных отношений региональных органов управления и негосударственных структур, которые в условиях глобализации стремительно увеличивают свой вес во внешних кредитных потоках России. Расширение границ соответствующего исследования, позволило бы полнее представить положение России как международного должника и кредитора.