Взаимоотношения бюджетных организаций с финансово-кредитной системой
Банк не контролирует соблюдение лимита кассы бюджетными организациями, находящимися на обслуживании в казначейской системе. Порядок ведения кассовых операций распорядителей бюджетных средств, открывших лицевые счета в органах казначейства, контролируют сами органы казначейства. [29, с.274-345]
Существует специфика и в приеме расчетных документов. Если любая не бюджетная организация может использовать свои средства, как в конце года, так и в самом его начале, то для средств бюджета такая свобода неприемлема - и в конце года все расчеты должны быть завершены.
Что касается субъектов РФ, то здесь возможно несколько вариантов.
1. Субъект РФ создал собственное казначейство. В этом случае взаимоотношения с банком будет строиться в зависимости от того, перешла ли данная организация на обслуживание в казначейство. Если перешла, то взаимоотношения складываются описанным выше путем при одном исключении. Расчеты будут вестись для бюджетной организации не структурами федерального казначейства, а органами субфедерального казначейства.
2. Субъект РФ находится на обслуживании в федеральном казначействе. Отношения складываются как и при финансировании организации из федерального бюджета.
3. Субъект РФ не находится на обслуживании в федеральном казначействе и не создал собственного казначейства. В этом случае обычно руководство субъекта РФ выбирает один или несколько банков с достаточно разветвленной филиальной сетью, в котором и открываются счета бюджетным организациям. Само обслуживание принципиально не отличается от обслуживания любых других организаций. Этот же вариант имеет место, если бюджетная организация еще не перешла на обслуживание в то или другое казначейство.
Финансирование бюджетных организаций, созданных муниципалитетами, обычно осуществляется не через счета казначейства, а через счета этих организаций в банках.
Кроме осуществления расчетного обслуживания через счета казначейства взаимоотношения бюджетных организаций по этому виду услуг имеют еще одно важную особенность. В отличие от всех других организаций, которые могут открывать счета только в коммерческих банках, бюджетные организации могут вступать в отношения с Центральным банком РФ. [24, с.42-65]
Счета по учету самостоятельно заработанных доходов.
Доходы, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, до недавнего времени учитывались на собственных счетах этих организаций в банках. Однако в конце 1990-х годов начался перевод и этих средств на счета в казначействе.
Размещение временно свободных денежных средств и кредитование.
Как уже отмечалось ранее, бюджетные организации имеют значительно меньше самостоятельности, чем прочие хозяйствующие субъекты. В соответствии со ст. 236 БК РФ размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.
Предоставление банком кредитов бюджетным организациям запрещено в законодательном порядке и не имеет места на практике.
Факторинговые операции: пока на практике в РФ отсутствуют примеры предоставления факторинговых услуг бюджетным организациям.
Валютные операции по отношению к бюджетным организациям не имеют особой специцифики с позиций банка. [29, с.320-328]