Функции бюджета государства
* В целях реализации законодательно закрепленного Бюджетным кодексом РФ принципа общего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными его расходами, законом о федеральном бюджете на 2001 г. предусмотрена ликвидация с 1 января 2001 г. практически всех целевых бюджетных фондов федерального бюджета с переводом этих расходов в федеральный бюджет по соответствующим разделам функциональной классификации на общей основе. В составе доходов и расходов федерального бюджета на 2001 и 2002 гг. учтено функционирование Фонда Министерства РФ по атомной энергии.
Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем бюджетных доходов. В табл. 2.2. представлена структура расходов федерального бюджета в 2000-2002 гг.
Третья функция предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия. Первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Часть доходов более «доходных» отраслей направляется в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы, решению других социально значимых задач. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ.
Стратегические задачи государства по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. При ее планировании оно должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - основной фактор общей макроэкономической устойчивости.
Таблица 2.2
Структура и динамика расходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.
Структура расходов |
Удельный вес, %, по годам |
Изменение структуры доходов в 2001 г. no сравнению с 2000 г. | ||
2000 |
2001 |
2002 | ||
Государственное управление и местное самоуправление | ||||
3 |
3,41 |
2,91 |
-0,5 | |
Судебная власть |
0.9 |
0,95 |
0,98 |
+0,03 |
Международная деятельность |
6,5 |
1,86 |
2,2 |
+0,34 |
Национальная оборона |
16,5 |
17,99 |
14,59 |
-3,4 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | ||||
9,3 |
11,03 |
8,93 |
-2,1 | |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу | ||||
1,9 |
1,85 |
1,55 |
-0,3 | |
Промышленность, энергетика и строительство |
2,3 |
3,74 |
2,96 |
-0,78 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
1,3 |
1,74 |
1,38 |
-0,36 |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | ||||
0,4 |
0,4 |
0,5 |
+0,1 | |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика | ||||
0,2 |
2,56 |
3,88 |
+1,32 | |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | ||||
1,1 |
0,53 |
0,45 |
-0,08 | |
Образование |
3,8 |
4,09 |
4,11 |
+0,02 |
Культура, искусство и кинематография |
0,6 |
0,54 |
0,53 |
-0,01 |
Средства массовой информации |
0,7 |
0,53 |
0,53 |
- |
Здравоохранение и физическая культура |
1,9 |
1,86 |
1,64 |
-0,22 |
Социальная политика |
7,4 |
9,03 |
22,1 |
+13,07 |
Обслуживание государственного долга |
25,7 |
20,09 |
14,64 |
-5,45 |
Пополнение государственных запасов и резервов |
0 |
0,04 |
0,03 |
-0,01 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
8,1 |
15,64 |
13,63 |
- 2,01 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая | ||||
выполнение международных договоров |
0,2 |
0,52 |
0,53 |
+0,01 |
Мобилизационная подготовка экономики |
0,1 |
0,04 |
0,03 |
-0,01 |
Исследование и использование | ||||
космического пространства |
0,4 |
0,38 |
0,5 |
+0,12 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
- |
- |
- |
- |
Военная реформа |
- |
0,35 |
0,85 |
+0,5 |
Прочие расходы |
0,6 |
-0,33* |
-0,16* |
+0,17 |
Целевые бюджетные фонды |
7,1 |
1,16 |
0,71 |
- 0,45 |
Всего ** |
100 |
100 |
100 |
х |