Функции бюджета государства
Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:
1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
3) контрольная.
Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства - физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих; доходов лиц, работающих не по найму; предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); ренты; процентов.
Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обществе. В табл. 2.1 представлена структура доходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.
Вторая функция бюджета связана с конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи, с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства.
Таблица 2.1
Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.
Структура доходов |
Удельный вес, %, по годам |
Изменение структуры доходов в 2001 г. по сравнению с 2000 г. | ||
2000 |
2001 |
2002 | ||
Всего |
100 |
100 |
100 |
х |
Налоговые доходы |
84,7 |
93,45 |
81,21 |
-12,24 |
В том числе: | ||||
налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |
8 |
14,47 |
9,76 |
-4,71 |
налог на доходы физических лиц (с 2001 г.) |
3 |
0,16 |
-0,16 | |
налог на игорный бизнес |
0,02 |
0,03 |
0,05 |
+0,02 |
налог на добавленную стоимость |
34,81 |
43,27 |
36,39 |
-6,88 |
акцизы |
15,04 |
15,76 |
10,58 |
-5,18 |
федеральные лицензионные и регистрационные сборы |
0,07 |
0,11 |
0,04 |
-0,07 |
налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте | ||||
0,13 |
0,08 |
-0,05 | ||
0,19 | ||||
налог на совокупный доход |
0,13 |
0,26 |
0,27 |
+0,01 |
налог на операции с ценными бумагами |
0,04 |
0,03 |
0,04 |
+0,01 |
платежи за пользование природными ресурсами |
1,39 |
3,12 |
8,64 |
+5,52 |
таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи |
21,57 |
15,97 |
15,25 |
-0,72 |
прочие налоги, сборы, пошлины |
0,44 |
0,14 |
0,11 |
-0,03 |
Передача налоговых доходов в целевые бюджетные фонды |
-0,04 |
- |
- |
- |
Неналоговые доходы |
7,76 |
5,38 |
4,91 |
-0,47 |
В том числе: | ||||
доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций | ||||
3,15 |
2,25 |
2,37 |
+0,12 | |
доходы от внешнеэкономической деятельности |
4,34 |
2,64 |
2,26 |
-0,38 |
другие неналоговые доходы |
0,27 |
0,49 |
0,28 |
-0,21 |
Доходы целевых бюджетных фондов* |
7.58 |
1,17 |
-0,65 |
-0,52 |
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет |
- |
- |
13,23 |
+13,23 |