Нормативно правовое регулирование бюджетной системы Астраханской области
Положительно оценивая идею финансового выравнивания бюджетом, следует отметить, что она, например, успешно реализуется на прочной законодательной и конституционной основе в ряде развитых стран Запада (Германия).
Важным аспектом повышения эффективности действия механизма трансфертов является ежемесячное перечисление средств из фонда помощи сверху вниз. Это использовалось при рассмотрении идеологии бюджета 1997 года, но выполнить эти обязательства в ходе исполнения бюджета правительство не сумело.
Однако, справедливо критикуется исходная база определения конкретных сумм трансфертов - душевой налоговый потенциал территориальных бюджетов в целом (средний по России) и каждого в отдельности на основе показателей бюджета 1993 года. Неточность расчетов на базе 1993 года была очевидна, поскольку за три года реформ спад производства, динамика цен, миграционные потоки и т.п. осуществлялись в территориальном разрезе неравномерно.
Четвертым, главным недостатком этой системы являлось то, что она, хотя и провозглашала главной своей целью выравнивание территорий в социально-экономическом развитии, на самом деле никакого отношения к этому не имела, поскольку финансовая помощь направлялась на финансовое обеспечение минимальных бюджетов. Поэтому наиболее объективным и правильным, с точки зрения бюджетного федерализма, является нормативный подход на основе социальных нормативов, стандартов в рамках минимально необходимых расходов по жизнеобеспечению населения.
Планирование с учетом социально-экономических критериев жизнеобеспечения населения не является новой идеей, так как это уже использовалось ранее соответствующими Госпланами, планово-экономическими комиссиями при органах власти на региональном уровне. Однако, в настоящее время речь идет о более строгом учете состояния социально-экономической базы каждого региона, сравнении на нормативной основе со среднероссийскими показателями и определении той разницы, которую надо учесть при формировании трансферта для конкретной территории с целью выравнивания условий жизнеобеспечения.
-В этом процессе необходимо пересмотреть устаревшие схемы группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала, географического положения, природных условий и других объективно сложившихся на данный момент факторов. Чрезвычайно важным является постепенный переход на долгосрочное планирование бюджетных показателей. Настоятельные требования органов власти субъектов федерации по этому поводу частично реализованы в Законе "О федеральном бюджете ка 1996 год", где на три года закреплены нормативы зачисления в их бюджета федеральных налогов - в размерах, принятых по бюджету на 1995 год.
Отрадно то, что, возможно, будет реализовано желание федеральных органов власти направлять целевым образом 10 % подоходного налога с физических лиц на компенсацию дополнительных расходов бюджетов субъектов федерации, возникающих в течении года в результате принимаемых на федеральном уровне решений. Вместе с тем, в целях сокращения количества регионов, получающих трансферты (финансовую помощь) и уменьшения сумм встречных финансовых потоков, представляется целесообразным: во-первых, оставить эти 10% подоходного налога на территориях, так как его доля, например, в 1995 году составляла всего 1,6% от всех доходов федерального бюджета, зато лишает возможности более эффективного регулирования низовых (местных) бюджетов (этот налог почти везде полностью направлялся в эти бюджеты); во-вторых, размер отчислений от НДС (налога на добавленную стоимость) было бы правомерным установить в размере не менее 50%, как это было до 1994 года. Фактически в территориальные бюджеты из-за нарушений действующего законодательства, в том числе Минфином, устанавливавшим иные размеры отчислений, поступило более 40% отчислений. Увеличение плановых доходов бюджетов субъектов федерации обусловлено необходимостью покрытия расходов, связанных с принятыми ранее, но не обеспеченными финансированием решениями федеральных органов власти (Закон Российской Федерации "О ветеранах" и др.).
Сегодня для реализации закона «О ветеранах» на территории Астраханской области постановлением ОПС введен сбор с розничной продажи ГСМ, что позволило частично решить вопрос о предоставлении льгот, но не решить проблему в целом. В областном бюджете за 9 месяце 1996 года предусмотрены расходы на мероприятия в соответствии с законом «О ветеранах» в сумме 11,9 млрд. рублей, в том числе по программе соцзащиты участников ВОВ -«Ветеран - 96» - 0,3 млрд. рублей. Фактическое исполнение за 9 месяцев 1996 года составило 6,3 млрд. рублей или 53,3% к назначению 9 месяцев, в том числе по программе соцзащиты участников ВОВ -«Ветеран - 96» - 0,3 млрд. рублей или 100% к назначению 9 месяцев. Эти половинчатые решения не прибавляют авторитета органам государственной власти.