Кредитование малого и среднего бизнеса в Беларуси
Однако этого недостаточно. По информации Белгазпромбанка, заявки на получение кредита по этим ресурсам удовлетворяются примерно на треть. И хотя ЕБРР прорабатывает вопрос об открытии новой кредитной линии в объеме около 25 млн. EUR, этих денег всем желающим не хватит.
Эксперты считают, что для целей микрокредитования нужно мобилизовать внутренние ресурсы. А это значит – разработать систему кредитования банков для предоставления кредитов малым предприятиям, что позволяло бы открывать целевые кредитные линии по пониженной процентной ставке либо с отсрочкой платежа за пользование кредитом.
Для этого потребуется разработать механизм государственных гарантий, который бы обеспечил разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями. Кроме того, предложено рассмотреть возможность предоставления государственной гарантии коммерческому банку, уполномоченному правительством Беларуси, в целях привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для кредитования частных предприятий.
Эксперты предлагают отменить норму, согласно которой поручительство и гарантия по кредитному договору должны обеспечиваться залогом имущества поручителя и гаранта. Выполнить эту норму большинство предпринимателей не в силах. Поэтому следовало бы предоставить возможность банкам выдавать кредит под поручительства и гарантии, не обеспеченные залогом имущества. Риски невозврата кредита в связи с неадекватной оценкой заемщиков должны нести сами банки (понятно, что в этом случае они должны обладать правом самостоятельно устанавливать процентные ставки по кредитам).
Кроме того, для расширения доступа частных предприятий к кредитно-финансовым ресурсам нужно выстраивать систему небанковского кредитования, включающую создание гарантийных фондов, развитие финансового лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, обществ взаимного кредитования и т. д.
Рост кредитного портфеля сдерживается недостаточными ресурсами банковского сектора, в том числе низкой капитализацией региональных банков. Существует и другой, не менее значимый сдерживающий фактор. Это справедливые опасения кредитных организаций при работе с предприятиями. Непрозрачный бизнес, высокие издержки на выдачу и обслуживание кредитов малым предприятиям, сложные и длительные процедуры регистрации прав на залог, отсутствие гарантий и другого обеспечения по кредитам увеличивают риски банковских вложений.
Повышение качества банковских услуг, увеличение роли банков как проводника инвестиций в экономику – важные задачи, стоящие перед банковским сектором. Но создание благоприятных условий для развития бизнеса, в том числе банковского, невозможно без поддержки краевых властей. Механизмы этой поддержки разработаны, но не реализуются, или реализуются в очень скромных масштабах.