Виды и формы иностранных инвестиций
Размещение двух эмиссий облигаций прошло вполне удачно. Перспективы дальнейшего выпуска еврооблигаций были благоприятными. Это объяснялось существованием на тот момент высокого доверия к правительству и положительных экономических показателей. Поэтому в июне 1997 года был выпущен третий еврозаем на сумму 2 млрд. дол. Со сроком обращения 10 лет. Размещение бумаг на длительный срок позволяло России реструктурировать внешний долг и способствовало выпускам новых займов. Цена заимствования у еврооблигаций несколько возросла по сравнению с предыдущими заемами. Доходность была в два раза ниже доходности внутренних облигаций, но у Министерства Финансов в то время не было возможности заимствования на внутреннем рынке на такой длительный срок, потому что в российских условиях даже 1 год считался долгосрочным периодом.
По мнению многих экспертов, в 1997 году еврооблигации сыграли значительную роль в финансировании дефицита бюджета. Общая сумма размещения этих ценных бумаг составила около 4 млрд. дол. Средства, полученные от размещения еврооблигаций, можно было считать чистой выручкой бюджета. Далее последовал целый ряд успешных размещений еврооблигаций в американских долларах, немецких марках и итальянских лирах.
В 1998 году были эмитированы еврооблигации на 5 млрд. дол. Параллельно выпуску облигаций, правительство уменьшало заимствование государства на внутреннем рынке, так как российские показатели роста экономики были положительные. Международный инвестиционный союз считал, что рентабельность рынка ценных бумаг больше рентабельности прямых инвестиций, особенно в промышленность.
В связи с успешными размещениями правительственных еврооблигаций, субъекты Федерации также приступили к выпуску этих ценных бумаг. Правительство Москвы выпустило облигации еврозайма, размещаемые на Западе. За ним последовали администрации Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и другие органы власти. Для предупреждения чрезмерного выпуска евробумаг Правительством РФ было принято постановление по ограничению эмиссии еврооблигаций: сумма выпуска не должна была превышать 30% собственных доходов субъекта Федерации, а расхода по обслуживанию долга – 15% доходов бюджета.
Финансовый кризис 1998 года подорвал доверие западных и отечественных инвесторов к инструментам российского рынка ценных бумаг. Размещения корпоративных и, в большей степени, государственных ценных бумаг на международном рынке капитала с целью финансирования бюджетного дефицита были приостановлены. Практика заимствований на международном фондовом рынке начала возрождаться только в конце 2001 года.
Какая ситуация с внешними заимствованиями складывается в Российской Федерации на сегодняшний день? Хотя после 1998 года значительно сократились вложения иностранных инвесторов в государственные ценные бумаги, международные кредитные организации продолжают участвовать в инвестировании капитала в экономику России. В апреле 2001 года руководство Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) подписало проекты по инвестированию в российскую экономику на сумму 125 млн. долл. В июне 2001 г. совет директоров Всемирного Банка (ВБ) одобрил предоставление займа сроком на 5 лет в объеме 50 млн. долл. на поддержку реформы российской системы образования.
В 2002 году внешние заимствования Российской Федерации составили порядка 2843 млн. долл. США (Приложения, таблица №1). При этом основная сумма пришлась на внешний облигационный заем (2000 млн. долл.). Был получен долгосрочный заем в размере 40 млн. долл. у Международного банка реконструкции и развития. Что касается целевых иностранных заимствований, были привлечены кредиты на следующие проекты: на содействие разработке экономической стратегии Правительства РФ и высококвалифицированное аналитическое обеспечение среднесрочной экономической политики, на проведение правовой реформы, на реструктуризацию Госкомстата России, на реформирование системы межбюджетных отношений и содействие субъектам РФ в осуществлении бюджетных реформ, на модернизацию казначейской системы РФ, на создание общей административной информационной системы МНС, на предоставление финансовых ресурсов для инвестиций в реальный сектор экономики и другие [4]. В 2003 году по сравнению с 2002, в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» запланированы меньшие объемы привлечения иностранного капитала путем государственных заимствований (Приложения, таблица № 2). Как отмечают ведущие экономисты современности, это связано с некоторым ростом доходов бюджета в Российской Федерации в последние три года, с планированием профицитного бюджета и стремлением сократить сумму внешнего государственного долга. Тем не менее, сумма внешних заимствований остается весьма значительной.