Виды и формы иностранных инвестиций
Существует значительное разнообразие инструментов еврорынка. Тем не менее, отечественные компании и государство до сих пор прибегали к выпускам на международном рынке капиталов только еврооблигаций. Еврооблигации – это облигации, эмитированные на международном фондовом рынке и деноминированные в евровалютах – иностранных валютах по отношению к стране-эмитенту. Если облигации размещаются одновременно на еврорынке и на национальном рынке (одном или нескольких), они называются глобальными. Облигации одной эмиссии, предлагаемые к продаже одновременно в нескольких государствах в национальных для них валютах, называются параллельными.
Еврооблигации размещаются среди зарубежных инвесторов и используются для долгосрочного кредитования. Они очень похожи на облигации, эмитируемые государством и компаниями на внутреннем рынке, так как характеризуются низкими процентными ставками и сохранением неизменными долей акционеров [21, c. 30-31].
После размещения еврооблигаций на первичном рынке, они могут котироваться и на вторичном. Чаще всего еврооблигации эмитируются в форме на предъявителя, что делает их более привлекательными для инвесторов. Еврооблигации могут приносить постоянный процент или эмитироваться в форме полисов с плавающим процентом.
Около 2/3 эмиссий еврооблигаций приходится на транснациональные корпорации. Правительство, правительственные организации международные организации эмитируют около 1/3 еврооблигаций. Если в качестве эмитентов выступают правительственные агентства или местные органы власти, необходимы гарантии центрального правительства.
В 1995-1996 гг. на рынок еврооблигаций начали выходить правительства стран Центральной и Восточной Европы, в том числе, правительство Российской Федерации. В 1997-1998 гг. к нему присоединились субъекты Федерации – Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Свердловская область, Татарстан.
Важной проблемой при выходе на рынок облигаций является оценка заемщика. Процент, уплачиваемый заемщиком на еврорынке, отчасти зависит от его положения. Для выпуска еврооблигаций эмитенту необходимо иметь высокий рейтинг. Наиболее высокой оценкой является рейтинг ААА – это самые надежные заемщики. Высокий рейтинг позволяет осуществить эмиссию дешевле. Наиболее известными в мире рейтинговыми агентствами являются крупнейшие компании – Standard and Poor’s, Moody’s, Fitch-IBCA. Рейтинговыми агентствами периодически проводится контрольная рейтинговая оценка эмитента. Так, после кризиса 1998 г. рейтинг России был значительно снижен, и весной 1999 года все еще составлял ССС. При таком рейтинге чрезмерно высокая стоимость заимствования приводит к нецелесообразности выпуска.
В 1996 году правительство РФ впервые эмитировало еврооблигации, что было связано с переговорами с коммерческими структурами зарубежных стран и реструктурированием государственного долга России (с начала года он подорожал в два раза и составлял 25 млрд. дол.).
Еврооблигации – эффективный источник перспективных погашений задолженности бюджета. Однако для их выпуска России необходимо было получить официальный рейтинг кредитоспособности Standard and Poor’s. В сентябре 1996 года России был присвоен рейтинг ВВ+. Этот рейтинг поставил отечественные еврооблигации в категорию спекулятивных, предназначенных для включения в рисковый портфель западного инвестора. Данное событие способствовало успешной продаже российских еврооблигаций. Это был первый выход на международный фондовый рынок отечественных государственных ценных бумаг, увеличивающий возможности России по привлечению иностранного капитала и устойчивых инвесторов.
Второй еврооблигационный заем на сумму 2 млрд. нем. марок был осуществлен в марте 1997 года. Еврооблигации раскупались, прежде всего, потому, что они были выгоднее прямого кредитования. В основном, еврооблигации покупались частными инвесторами, заинтересованными в стабилизации положения в России.