Итоги реализации бюджетной политики Астраханской области
Работа по мобилизации налоговых поступлений в территориальный бюджет способствовала существенному снижению сумм недоимки, объем которой сократился с 118,0 млн. рублей по состоянию на 01.01.2004 г. до 113,8 млн. рублей на 01.01.2004 г. или на 3,6% . Основной объем недоимки снижен по задолженностям в местные бюджеты на 3,3 млн. рублей или на 3,9%. В областной бюджет снижение указанного показателя обеспечено на 0,9 млн. рублей или на 2,7%.
В 2004 году была продолжена работа по реструктуризации задолженности организаций по налогам, пеням и штрафам во все уровни бюджетов.
По состоянию на 01.01.2004 года налоговыми органами принято 395 решений по реструктуризации задолженности юридических лиц на сумму 1506,8 млн. рублей, по региональным и местным налогам на сумму 80,4 млн.рублей.
В результате принятия комплекса мер возросли объемы налоговых доходов, а средняя бюджетная обеспеченность на одного жителя области достигла 4927 рублей. Однако уровень бюджетной обеспеченности по муниципальным образованиям характеризуется крайней неравномерностью размещения налогового потенциала по территории Астраханской области. Данные обстоятельства вызывают необходимость более равномерное размещение производительных сил в регионе, разработке и реализации концепции развития налогового потенциала.
Наряду с положительными результатами работы следует отметить отдельные недостатки:
-на фоне общего выполнения прогнозного задания по отдельным налогам наблюдается невыполнение (налоги на совокупный доход – 94,6%) либо крайне низкий уровень выполнения прогнозных заданий (земельный налог-103%), доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (относительно уровня 2003 года процент выполнения составил-84%);
-занижение налогового потенциала районов и налоговой базы при формировании прогнозов сбора налоговых доходов в местные бюджеты, в первую очередь по налогу на прибыль;
-отсутствие надлежащего взаимодействия с основными налогоплательщиками районов;
-неисполнение финансовыми органами ряда муниципальных образований решений Коллегии финансового управления о необходимости формирования налоговой базы, в том числе по налогу на прибыль, в разрезе основных организаций- налогоплательщиков и их обособленных подразделений.
Итоги исполнения сбора налогов за отчетный год свидетельствуют о наличии дополнительных резервов для увеличения объема собираемости налогов в 2004 году как в местные, так и в областной бюджеты.