Итоги реализации бюджетной политики Астраханской области
В структуре налоговых доходов областного бюджета за 2003 года наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество предприятий и остатки средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которая представлена на диаграмме (рис. 6).
Объем неналоговых доходов составил 61,0 млн. рублей или 113,8 % к назначениям.
Рис. 6. Структура доходов областного бюджета за 2004 год
Характеристика налоговых поступлений за 2004 год определяется следующими данными:
1.По структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2004 год основную долю доходов (72%) занимали следующие виды налогов (налог на доходы физических лиц – 33%, налог на прибыль организаций-31%, налог на имущество -8%). Аналогичное экономическое положение налогов в целом характерно и для 2004 года, как для территориального бюджета, так и большинства местных бюджетов.
2.По отраслевой структуре сохранялась тенденция преобладания доли сбора доходов от промышленности - 64% (против 65,9% за 2003 г.), в том числе от топливной промышленности – 51,2% (против 54,0% за 2003 г.). Доля от прочих отраслей экономики в общем объеме поступлений возросла с 9,7% в 2002 году до 11,5% в 2004 году или в 1,2 раза.
Изменения отраслевой структуры налоговых поступлений в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошли по следующим отраслям:
-возросла доля транспорта на 0,5%, торговли и общественного питания на 0,4%, связи на 0,1%, финансы, кредит, страхование на 0,1%;
- снизилась доля в материально-техническом снабжении и сбыте на 0,8%, в строительстве на 0,6%, в сельском хозяйстве на 0,1%, в жилищно- коммунальном хозяйстве на 0,1%
3. По структуре хозяйствующих субъектов.
В 2004 году в структуре доходов областного бюджета доля ООО «Астраханьгазпром» составила 54,6% (1182,3 млн. рублей), что ниже данного показателя в 2003 году на 4,4 пункта (59% или 1108,3 млн. рублей). Доля доходов от прочих налогоплательщиков в 2004 году в областной бюджет составила 45,4% (или 981,0 млн. рублей), что превышает значение данного показателя в 2003 году на 4,4 пункта. Налоговые платежи ООО «Астраханьгазпром» в территориальный бюджет ориентированы на формирование основной массы доходов областного бюджета. В местные бюджеты данным налогоплательщиком было уплачено 409,6 млн.рублей или 25,7%.
4.По административно - территориальной структуре.
Всеми муниципальными образованиями выполнены прогнозные задания по сбору налогов в областной бюджет. Наибольший объем сбора налогов в областной бюджет в 2004 году обеспечили:
-Красноярский район – 1292,7 млн. рублей (60%), в том числе мобилизация остатка неиспользованных средств на воспроизводство МСБ в сумме 226 млн. рублей,
-г. Астрахань – 635,5 млн. рублей (29%).
Указанные районы обеспечили в 2004 году 1928,2 млн. рублей или 89% от общей суммы налоговых доходов областного бюджета. Доля остальных районных бюджетов составила 11% в общей сумме доходов (235,1 млн.рублей).
Всеми муниципальными образованиям исполнены прогнозные задания, однако по некоторым бюджетам наблюдаются значительные колебания от 102% в Харабалинском районе до 114% в Володарском районе. Более значительные колебания допущены при исполнении прогнозных показателей по важнейшим видам налогов. Так, например, процент исполнения прогноза сбора доходов в местные бюджеты по налогу на прибыль колебался от 101% (Ахтубинский, Наримановский, Харабалинский районы) до 132% (Камызякский район).
Анализ хода поступления налогов в местные бюджеты в течение 2004 года свидетельствует о значительном занижении рядом муниципальных образований показателей социально-экономического развития, а, следовательно, снижения налоговой базы районов. Несмотря на существенное увеличение первоначального прогноза по налогам и сборам в местные бюджеты на 371,2 млн. рублей или на 17%, фактическое исполнение уточненных показателей вновь было превышено на 168,3 млн. рублей (7%). Таким образом, первоначальный прогноз перевыполнен на 539,5 млн. рублей или на 25%.