Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики
Весомость и необходимость использования монетарных методов в социально-экономической политике правительства денежно-кредитная политика находит отображаясь в его программе и механизме реализации, при этом она может также выражать классовой цели и интересы. Поэтому, в зависимости от экономической и политической ситуации в стране, на определенных этапах развития, отдельные приоритеты могут быть предоставлены тем ли другим стратегическим целям. Общая целевая направленность денежно-кредитной политики, определение спектру ее тактических целей часто приводит к конфликту между ними, того центрального банка в своей текущей монетарной политике необходимо определять приоритеты между противоположными целями.
Стратегические цели выдвигаются для долгосрочного периода, их достижение, как правило, сопровождается корректированием денежно-кредитной политики соответственно полученным промежуточным результатам, органы государственной власти разрабатывают промежуточные и тактические целые, а при необходимости и систему взаимосвязанных и тактических целей, последовательная реализация которых разрешает достичь конечной стратегической цели. Потребность в определении промежуточных тактических целей вызванная тем, что инструменты проведения денежно-кредитной политики, операции на открытом рынке, политика относительно учетной ставки и резервных требований - в основному не имеют непосредственного влияния на определенную стратегическую цель. Кроме того, реализация тактических целей, в отдельных случаях может маты и обратный результат. Поэтому очень важная теоретическая разработка моделей, которые учитывают не только непосредственная взаимосвязь влияния инструментов денежно-кредитной политики на экономические показатели, но и дают возможность учесть влияние политических, социальных, психологических и других факторов.
Учет побочных факторов влияния в ходе осуществления денежно-кредитной политики в особенности важное для стран с переходной экономикой, к которых относится и Украина. Процесс политико-экономических превращений в условиях трансформации экономики к рынку определяет стратегические целые Украины. Но при этом использование тех или других моделей денежно-кредитной политики, которые применялись в странах рыночной экономики не всегда приемлемое для Украины. Прежде всего, это связан с тем, что в Украине степень развития рыночного отношения, механизм функционирования финансово-кредитных институтов и его инфраструктура не обеспечивают возможность эффективного использования монетарной политики. Другой причиной является параллельное существование частного и государственного сектора, использование рыночных и административных методов управления. Почему, используя монетарные методы, всегда следует учитывать влияние государственного сектору, его значение и место в рыночном механизме. При этом необходимо указать, что чисто административный метод преобразования государственных предприятий в частные без учета экономической целесообразности и обоснованности, без соответствующей материальной, финансовой основы, инфраструктурного обеспечения и в особенности без учета социально-психологических факторов не только не дает положительного результата, а и служит основой для возрастания социально-экономических противоречий.
Для стран с переходной экономикой важным фактором, который влияет на денежно-кредитную политику является внешнеэкономическая политика страны, ее место в мировом сообществе и степень сотрудничества с международными финансово-кредитными институтами. Так, Украина, проводя свою денежно-кредитную и валютную политику, должна ориентироваться на МВФ, Мировой банк и Европейское сообщество, при чем реализация валютной политики имеет значительное влияние на экономические процессы в середине страны, которая определяет необходимость корректирования монетарной и валютной политики.
Одним из факторов, который отрицательно влияет на эффективность денежно-кредитной политики является несогласование в действиях и противостояние разных ветвей власти, которая приводит к дестабилизации и недостаточно эффективного выполнения принятых решений. Как правило, принятие конкретных экономических программ и законов перерастает в политическое противостояние между законодательной и исполнительной властью. Своей очередью несогласование в действиях разных ветвей власти, политическое противостояние партий и группировок приводит к принятию экономических документов, которые не имеют реального экономического обоснования, а реализуют интересы финансово-политических групп. Все это приводит к тому, что денежно-кредитная политика действует только на уровне денежно-кредитной системы и почти не влияет на реальный сектор экономики.