Формы и виды кредита.
Среднесрочный и долгосрочный кредиты обслуживают движение основного капитала.
Потребительскийкредит действует при целевом кредитовании физических лиц в товарной и денежной формах. Кредитором выступают предприятия торговли (предприниматели) при розничной продаже товаров в рассрочку, как правило, товаров длительного пользования и кредитные организации, предоставляющие денежные ссуды населению.
В нашей стране банковский потребительский кредит вплоть до начала 90-х годов развивался специфически. Длительное время система специальных банков долгосрочных вложений в лице Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, Торгбанка, Цекомбанка и местных коммунальных банков, созданных в мае 1932г., предоставляла городскому и сельскому населению долгосрочные ссуды преимущественно на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, капремонт индивидуальных жилых домов и др. После реорганизации в 1957 – 1959г.г. системы специальных банков долгосрочных вложений их функции по кредитованию городского и сельского населения на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство и другие потребительские цели были переданы Госбанку СССР и Стройбанку СССР.
С созданием в 1987г. системы государственных специализированных банков СССР (Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка, Сбербанка и Внешэкономбанка) во главе с Госбанком СССР операции по кредитованию ЖСК были сосредоточены в Жилсоцбанке, а индивидуальных заемщиков – в Сбербанке. После реорганизации в начале 90-х годов системы государственных специализированных банков, разукрупнения, акционирования этих банков и коммерциализации их деятельности вновь созданные российские коммерческие и кооперативные банки значительно окрепли. Но при этом банковский потребительский кредит, ранее существовавший в нашей стране, по сути дела пришел в упадок. Кооперативный жилищный кредит, занимавший до этого центральное место в отечественной системе банковского потребительского кредита, фактически прекратил свое существование. Значительно сократились и объемы банковского кредитования индивидуальных заемщиков на жилищное строительство, хозяйственное обзаведение и другие потребительские нужды.
Практически отсутствует у нас и кредитная потребительская кооперация населения. Вновь создаваемые в России кредитные потребительские кооперативы граждан еще очень немногочисленны.
В сложившихся условиях часть свободной ниши в области кредитования потребителей заняли муниципальные и частные ломбарды, а также ростовщики, которых немало.
В то же время в современной России круг потенциальных субъектов и объектов банковского потребительского кредита значительно расширился. Начиная с 90-х годов, отечественные банки самостоятельно устанавливают правила предоставления ссуд на потребительские цели. Но в целом национальный рынок розничных кредитных услуг коммерческих банков у нас развит слабо. Подавляющее большинство отечественных банков и поныне осуществляют кредитные вложения в сектор домашних хозяйств в мизерных объемах.
На 1 января 2001г. задолженность по ссудам, выданным российскими банками населению, составила 44 млрд. руб. или 4,7% в общем объеме банковских кредитных вложений.
В кредитном портфеле Сбербанка удельный вес ссуд населению в 2001г. – 7%.
Государственныйкредит – это такая форма кредитных отношений, где в качестве кредитора или должника выступает государство. Причиной, заставляющей государство заимствовать денежные средства на рынке ссудных капиталов, является дефицит государственного бюджета.
Для покрытия дефицита можно ввести новые налоги, повысить ставки действующих, прибегнуть к эмиссии денежных знаков или к государственным займам. Усиление налогового бремени, эмиссия денег чреваты тяжелыми социально-экономическими последствиями. Государственные займы до определенного момента не дают столь отрицательных последствий, оставляют государству свободу маневра в области финансовых ресурсов.
Аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных благ, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.
В соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.1992 государственные заимствования могут выступать в форме кредитов, полученных правительством; в форме ссудных займов путем выпуска от имени правительства государственных ценных бумаг и в форме других долговых обязательств, гарантированных правительством. В соответствии с Законом различают:
– краткосрочные обязательства, выпущенные на срок до 1 года;
– среднесрочные – от 1 года до 5 лет;
– долгосрочные – от 5 до 30 лет.
Максимальный срок займов – 30 лет.
Местные органы власти могут также выпускать местный займ. Гарантом муниципальных займов выступают, как правило, сами эмитенты. Они гарантируют выполнение взятых на себя обязательств или своим имуществом, или бюджетными доходами в целом, или конкретной ставкой доходов бюджета, или доходом от реализации инвестиционного проекта.