Учетные операции в органах федерального казначейства
В настоящее время в 89 управления федерального казначейства, которые имеют соответствующие технические условия и средства связи, осуществляются подготовительные работы и вводятся элементы единого казначейского счета, в том числе в 89 – по учету доходов федерального бюджета, в 41 – по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства, в 22 – по учету расходов федерального бюджета.
В декабре 2001 года казначейство ввело новую технологию прохождения средств федерального бюджета, в результате которой на счетах Главного управления федерального казначейства ежедневно аккумулируются все доходы федерального бюджета, поступившие со всей территории России. Это позволило ускорить доступность к финансовым ресурсам минимум на 5 дней и очень приблизило федеральное казначейство к формированию информации в Главной книге федерального казначейства, в которой ежедневно можно увидеть все доходы, поступающие в федеральный бюджет по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Совершенствование этой технологии продолжается, и совместно с Информационно – техническим департаментом Министерства Финансов вводится режим, который позволяет ежедневно иметь не только сумму собранных на территории России доходов, но и информацию о том, за счет уплаты каких налогов и сборов получена эта сумма.
Со второго полугодия 2002 года итогом этих усилий стал ежедневный отчет по доходам федерального бюджета в разрезе всех кодов бюджетной классификации, что еще больше приблизило к реализации технологии главной книги федерального казначейства.
В ноябре 2001 года в четырех субъектах Федерации (Чувашия, Ульяновская, Саратовская и Камчатская области) был проведен эксперимент по ежедневному перечислению доходов федерального бюджета, поступивших на данных территориях, на счет Главного управления федерального казначейства.
Кроме того, в 2001 году сделана работа по включению управлений федерального казначейства в состав участников обмена электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России. По результатам данной работы все, за исключением девяти УФК по субъектам Федерации подключены к системе электронного документооборота с учреждениями Банка России.
В 2000 и 2001 годах:
- проведена инвентаризация активов и обязательств, учитываемых на балансе Минфина России и сформирован Реестр получателей средств федерального бюджета;
- благодаря усилиям органов казначейства стало возможным получать ежемесячный отчет об исполнении федерального бюджета по полной классификации (раньше это можно было делать один раз в месяц);
- впервые в новейшей истории России приняты законы об утверждении отчетов об исполнении бюджетов за 1999 и 2000 годы.
Сейчас проводится целенаправленная работа по созданию нового Плана счетов бюджетного учета, объединяющего план счетов по исполнению бюджетов, план счетов бюджетных учреждений и бюджетную классификацию. Новый План счетов будет единственным и обязательным для бюджетов всех уровней бюджетной системы (включая государственные внебюджетные фонды) и для всего сектора государственного управления.
Кроме того, новый План счетов должен применяться при переходе к учету в секторе государственных финансов, основанном на принципах начислений. Тогда в зависимости от ведомственной принадлежности можно будет увидеть, например, в балансе Налоговой службы такой актив, как объем начисленных налогов и сборов, в балансах других министерств, например, объем начисленных штрафов и так далее.