Федеральное казначейство в Российской Федерации: опыт формирования и развития
Рис. 1.5. Динамика количества территориальных органов федерального казначейства
По состоянию на 01 января 2001 года органы Федерального казначейства функционировали в 88 субъектах РФ. В марте 2001 года открыто управление Федерального казначейства по Республике Татарстан. С 01 января 2001 года на казначейскую систему были переведены флоты, отдельные армии и корпуса, с 01 июля 2001 года – крупные военные соединения. С 01 октября 2001 года был начат завершающий этап перевода воинских частей Министерства обороны на обслуживание в органы федерального казначейства. Таким образом, создание единой централизованной системы исполнения бюджета на всей территории России завершилось.
Органы казначейства Министерства финансов Российской Федерации, действуя в рамках законодательных, нормативных правовых актов и в пределах возложенных на них функций, обеспечивают полный и сопоставимый учет доходов и расходов федерального бюджета, регулирование межбюджетных отношений, целевое использование бюджетных средств. Для решения этих вопросов организован определенный порядок документооборота и обмена информацией с различными организациями и учреждениями. Среди них следует перечислить учреждения Центробанка РФ, территориальные органы министерства по налогам и сборам, контрольно – ревизионные управления Министерства финансов, органы защиты правопорядка и обеспечения законности и так далее. При взаимодействии указанных структур решаются следующие задачи:
- обеспечение достоверности данных по учету и отчетности исполнения федерального бюджета;
- распределение федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;
- устранение диспропорции при зачислении доходов в разные уровни бюджетов, что связано с применением особых форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам;
- обеспечение сопоставимости учета и отчетности различных органов по налогам и обязательным платежам, зачисляемым в бюджетную систему;
- использование оперативной и текущей информации для глубокой проработки и прогнозной оценки исполнения федерального бюджета;
- совместное решение организационных и методических вопросов при исполнении бюджета;
- повышение эффективности контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
- обеспечение координации действий при организации и проведении контрольной работы;
- совместное рассмотрение и решение организационных и методических вопросов при осуществлении последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
- реализация мер, принимаемых по фактам установленных нарушений бюджетного законодательства РФ.
Важным аспектом управления государственными финансовыми средствами является тип учреждения, в котором казначейство держит счета бюджета. Если обратиться к зарубежному опыту, то практически везде – это центральные банки. Такой выбор объясняется двумя основными причинами. Во-первых, во многих странах Центральный банк является прямым или косвенным кредитором правительства, которое зачастую платит проценты по взятым ссудам. Тем самым, имея счета в Центральном банке, правительство может использовать их балансовые остатки для сокращения своей чистой задолженности и таким образом также сокращать свои финансовые издержки. Во-вторых, сбор бюджетных поступлений и оплата государственных расходов зачастую приводят к значительным изменениям в ликвидности, поэтому органам денежно – кредитного регулирования необходимо весьма тщательно контролировать эти финансовые потоки, с тем, чтобы в соответствующих случаях своевременно принимать денежно- кредитные контрмеры. Также известны случаи, когда счета казначейства размещены в частных коммерческих банках. Этот вариант является для государства более дорогостоящим, так как остатки на счетах бюджета в коммерческих банках не уменьшают задолженности перед Банком России.
Учитывая нестабильность экономики в России и связанное с этим неустойчивое состояние коммерческих банков, в нашей стране принят следующий порядок. Согласно статьям 155 - 156 Бюджетного кодекса РФ, органы казначейства держат счета в учреждениях Центрального банка России. В случае отсутствия на территории учреждений ЦБ РФ счета размещают в уполномоченных коммерческих банках (таблица 1.3).
Таблица 1.3.
Количество счетов по учету доходов федерального бюджета, открытых банками для органов Федерального казначейства
На 01.07.97 |
На 01.10.98 |
На 01.01.99 | ||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
В учреждениях Банка России |
3266 |
65,1 |
3224 |
62,8 |
3272 |
63,1 |
В Сбербанке РФ |
1331 |
26,5 |
1758 |
34,4 |
1849 |
35,6 |
В кредитных организациях |
421 |
8,4 |
151 |
2,9 |
70 |
1,3 |
Всего: |
5018 |
100 |
5133 |
100 |
5191 |
100 |