Проблемы и перспективы пенсионной реформы
Региональное распределение выглядит следующим образом: наибольшее количество НПФ зарегистрировано в Киеве – 65 из 97; остальные размещены в регионах (Днепропетровская обл. – 10, Донецкая обл. – 5; Харьков – 4; Львов – 4; Ивано-Франковск – 4; Симферополь – 1; Сумы – 1; Черкассы – 1; Херсон – 1; Запорожье – 1.
Активами НПФ управляют 44 компании по управлению активами, 16 из которых заключили договора на обслуживание с несколькими НПФ.
На конец III квартала 2007 г. участниками НПФ по заключенным контрактам являются почти 260 тыс. физических лиц, что составляет около 1,3% экономически активного населения Украины трудоспособного возраста. Наибольшее количество вкладчиков – вкладчики открытых НПФ. Основные показатели деятельности НПФ на конец 2007 г. отражены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 – Основные показатели деятельности НПФ на конец 2007 г. | ||
Название |
Единица измерения |
На конец 2007 г. |
Общее количество НПФ, внесенных в Реестр финансовых учреждений |
шт. |
97 |
Количество администраторов НПФ, имеющих соответствующую лицензию |
шт. |
40 |
Общее количество участников НПФ |
тыс. лиц |
278,7 |
Общее количество вкладчиков НПФ |
шт. |
42315 |
Пенсионные взносы |
млн. грн. |
237,2 |
Чистая стоимость пенсионных активов НПФ |
млн. грн. |
278,5 |
Инвестиционный доход НПФ |
млн. грн. |
68,1 |
Остаются нерешенными вопросы по созданию новых надежных финансовых инструментов, которые смогут обеспечить доходность пенсионных активов. Законодательно не урегулирован вопрос о выпуске в обращение средне- и долгосрочных государственных ценных бумаг Украины, ипотечных и долговых ценных бумаг, депозитных сертификатов и валютных депозитов украинских коммерческих банков с выплатой валютных процентов.
Нет четких позиций относительно сроков практического проведения пенсионной реформы с учетом нынешнего состояния экономики, демографической ситуации, а также стабилизации пенсионной системы. Одобренная Стратегия развития пенсионной системы имеет декларативный характер и требует неотложной разработки конкретных мер по ее выполнению и надлежащему организационному, кадровому и материально-техническому обеспечению.
Если жизнеспособность пенсионной реформы в ближайшее время не будет подтверждена, это повлияет на сроки введения всеобщей обязательной накопительной системы в наиболее благоприятный период (2008-2009 гг.) и отложит существенное увеличение пенсионных доходов граждан на более поздний срок, создаст дополнительные проблемы для государственного бюджета и Пенсионного фонда Украины, при этом инвестирование пенсионных средств в экономику и развитие финансовых рынков вообще растянется на неопределенное время.
Таким образом, предпосылками успешного реформирования пенсионного обеспечения в Украине должно быть:
- сбалансированность солидарной пенсионной системы как основы пенсионного обеспечения украинских граждан;
- разработка и создание необходимой стабильной политической, экономической и регулятивной среды в стране, организационное объединение наличного интеллектуального потенциала ученых, ведущих специалистов для работы над проектами нормативно-правовых актов по вопросам пенсионной реформы, осуществление пенсионной реформы, ускорение принятия Закона о введении всеобщей обязательной накопительной системы государственного пенсионного страхования;
- способность правительственных структур поддерживать макроэкономические показатели (экономический рост, инфляцию), обеспечить стабильность валюты, низкий уровень безработицы и т.д.;
- готовность финансового рынка к восприятию больших объемов финансовых ресурсов, поступающих из накопительной пенсионной системы, и к помещению их в приемлемые для инвестирования финансовые инструменты – акции, государственные ценные, муниципальные и корпоративные облигации, ипотечные ценные бумаги, банковские депозиты и т.д.;