Проблемы и перспективы пенсионной реформы
Приведение с 2005 г. минимального размера пенсии по возрасту к установленному размеру прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, привело к значительной уравниловке в размерах назначенных пенсий, что нивелирует значимость трудового вклада как основного показателя реформируемой пенсионной системы. Средний размер пенсионных выплат на 1 января 2007 г. составлял 477,77 грн., т.е. увеличился по сравнению с 2006 г. на 17%, с 2005 г. – на 34%, с 2004 г. – в 2,6 раза. Отношение среднего размера пенсий к среднемесячной заработной плате составляет в настоящее время 43,3%. Почти 80% пенсионеров получают практически одинаковую пенсию, а 13,4% - меньше прожиточного минимума.
Кроме уравниловки пенсий допущено еще одно нарушение принципа социальной справедливости в отечественной пенсионной системе – неравные условия назначения пенсий для разных категорий населения, особенно по профессиональному признаку, что является элементом дискриминации. Основной фактор дифференциации пенсии в настоящее время – законы, по которым они назначаются (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Распределение пенсионеров по законам, на основании которых назначена пенсия, и размер пенсии (по данным Пенсионного фонда по состоянию на 1 января 2006 г.) | ||
Законы |
Лиц |
Размер пенсии (грн. в месяц) |
Всего пенсионеров |
13449493 |
406,82 |
из них по законам: | ||
О всеобщем обязательном государственном пенсионном страховании |
12702906 |
397,29 |
О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел |
83089 |
602,32 |
О статусе и защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы |
67394 |
912,69 |
О государственной службе |
71839 |
943,33 |
О прокуратуре |
4397 |
1743,87 |
О статусе народного депутата Украины |
636 |
14708,33 |
Положение о помощнике-консультанте народного депутата Украины |
609 |
1315,6 |
О статусе судей |
9 |
1655,56 |
О судебной экспертизе |
207 |
845,41 |
О научной и научно-технической деятельности |
79111 |
989,86 |
О государственной поддержке СМИ и защите журналистов |
3042 |
803,48 |
Таможенный кодекс Украины |
19 |
610,53 |
О службе в органах местного самоуправления |
5600 |
711,2 |
О НБУ |
325 |
1186,77 |
О дипломатической службе |
1 |
1000 |
Пенсионеры, получающие пенсии от силовых министерств |
610284 |
1262 |
В программе социально-экономического развития Украины задекларированы намерения ввести второй уровень всеобщей обязательной накопительной системы государственного пенсионного страхования и установить ориентировочные сроки ее введения с 1 января 2009 г. Заключительными положениями Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» установлен ряд условий, от выполнения которых зависит принятие Закона о направлении части страховых взносов в накопительный фонд. Указанные условия можно подразделить на две группы: