Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе Российской Федерации
За период, прошедший после утверждения Правительством Российской Федерации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в российской Федерации, был разработан и принят ряд новых нормативных актов, направленных на реализацию её положений. В апреле 1996 года Президентом Российской Федерации был подписан Закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” /14/. Он постепенно создает основы новой инфраструктуры пенсионной системы и обеспечивает информационную базу для того, чтобы стимулировать всех работающих платить страховые взносы. Введение персонифицированного учета осуществляется в опережающем порядке, так как он формирует предпосылки последующих преобразований.
Суть персонифицированного учета заключена в введении для каждого работающего на территории страны гражданина лицевого счет, содержащего сведения о его стаже и заработке.
Персонифицированный учет позволяет установить зависимость размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, создает заинтересованность у работодателя и у самих работающих в своевременной и полной уплате страховых взносов. Однако необходимо заметить, что персонифицированный учет, как показывает опыт зарубежных стран, эффективен в случаях, если работник уплачивает на пенсионное страхование сумму равную или приближенную к взносам работодателя.
Эксперты Международного валютного фонда, изучавшие на примере России этот вопрос, также полагают, что когда имеется задолженность по выплате пенсий и существующая государственная пенсионная программа может быть переделана и сужена, то население может и не поверить долгосрочным прогнозам и тем пенсионным обещаниям, которые заложены в основе персонифицированного учета.
Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и пересчета пенсий с ориентацией на использование данных лицевых счетов. В мае 1997 года были внесены изменения в Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, предусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных индивидуальных лицевых счетов.
С точки зрения практической реализации программы пенсионной реформы наиболее сложными являются меры, связанные с внедрением персонифицированного учета пенсионных страховых взносов, и систему персонифицированного учета нужно существенно видоизменить. Дело в том, что для формирования пенсии на новых условиях, заложенных в программу, потребуется целый ряд новых информационных компонентов, не предусмотренных законом о персонифицированном учете. Изменения связаны в основном с введением условно-накопительных и именных пенсионных счетов.
Условно-накопительные счета представляют собой лицевые счета, которые открываются гражданам в Пенсионном фонде и служат для отражения пенсионных страховых взносов, уплаченных за работников их работодателями. Отражаясь на этих счетах, взносы, тем не менее, не накапливаются на них физически, не являются живыми деньгами. Это просто условные записи на счетах. Сами же деньги будут использоваться Пенсионным фондом для выплаты текущих пенсий.
Переход к использованию условно-накопительных счетов для назначения трудовых пенсий предполагается с января 2001 года. Граждан, которые будут выходить на пенсию после 2001 года ждет новый механизм исчисления размера их пенсии. Его смысл в том, что главным фактором, влияющим на размер пенсии, будет не стаж или размер заработка, а непосредственно объем страховых взносов, отраженных на условно-накопительном счете работника. Причем итоговая сумма будет определяться суммой взносов и процентом на них, который постепенно накапливался в процессе ежегодной индексации. Необычным в этом будет то, что также будет приниматься во внимание при назначении пенсии один элемент системы, который до сих пор в Российской Федерации не использовался. Это актуарный фактор – ожидаемая среднестатистическая продолжительность жизни человека на момент назначения ему пенсии в соответствии с его возрастом. То есть, если человек выходит на пенсию в 60 лет, то для расчета его пенсии применяется количество месяцев, которые в среднем 60-летний человек в Российской Федерации имеет шанс прожить. При этом для определения размера пенсии могут быть применены самые разные формулы, но они пока только обсуждаются и об таких подробностях говорить ещё рано. Принцип довольно простой – вся сумма условных накоплений, которые отражены на счете работника будет делиться на количество месяцев его жизни после выхода на пенсию. Результатом станет его ежемесячная пенсия. Важная особенность этого необычного метода в том, что заведомо известно, что продолжительность жизни в Российской Федерации будет расти, и становится ясно, что при одном и том же уровне поступлений в Пенсионный фонд, платить одни и те же пенсии большому числу пенсионеров, что неизбежно в условиях роста продолжительности жизни, Пенсионный фонд не может.