Прибыль организации (предприятия) № 2
Прибыль (убытки) отражает финансовый результат разных видов деятельности: основной (обычной) деятельности; от внереализационных операций; финансовый результат от действия чрезвычайных обстоятельств.
Анализ финансовых результатов осуществляется по следующим направлениям:
Анализ формирования и использования прибыли. Определяются абсолютные суммы средств, выплачиваемых из прибыли, их динамика и структура. Использование прибыли означает уплату в бюджет налога на прибыль, распределение прибыли оставшейся в распоряжении предприятия. Налог на прибыль уплачивается в бюджет не со всей суммы прибыли отчетного года, а с, так называемой, налоговой прибыли (налогооблагаемой прибыли). Для ее получения необходимо из прибыли отчетного года произвести некоторые исключения: доходы, облагаемые по иной ставке, чем налог на прибыль (операции с ценными бумагами); некоторые доходы, которые носят характер льгот. Полученная в результате таких расчетов налогооблагаемая прибыль служит основой для взноса налога на прибыль. После уплаты налога на прибыль оставшаяся сумма считается чистой прибылью. Пути распределения чистой прибыли: на выплату дивидендов по ценным бумагам; образование резервного фонда; образование фондов специального назначения; другие отвлечения (внесение в бюджет штрафных санкций и расходов по возмещению ущерба из-за нарушения требований охраны окружающей среды, из-за получения необоснованной прибыли в результате необоснованного повышения цен).
Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов.
Горизонтальный анализ – это оценка изменений структуры показателей прибыли за отчетный период в абсолютной сумме и в процентах.
Вертикальный анализ – это оценка изменений структуры показателей прибыли, когда сначала оцениваются их изменения. Горизонтальный анализ проводится самим предприятием, вертикальный (трендовый) – чаще всего внешними пользователями.
Факторный анализ финансовых результатов. Выявляются факторы, повлиявшие на финансовые результаты предприятия. Проводится факторный анализ валовой прибыли, прибыли от реализации, результатов от прочей реализации.
Валовая прибыль создается в процессе производства продукции и определяется как разность между выручкой от реализации и себестоимость реализации.
На изменение валовой прибыли влияют:
Ø Объем выпуска продукции в количественном измерении;
Ø Структура выпуска продукции;
Ø Удельная валовая прибыль.
Прибыль от реализации – разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью. Прибыль от реализации продукции занимает большой удельный вес в прибыли отчетного года.
Факторы, влияющие на изменение прибыли от реализации:
Ø Изменение цен реализации – рост цен увеличивает прибыль от реализации;
Ø Полная себестоимость реализации – чем ниже себестоимость, тем больше прибыль;
Ø Влияние объема реализации – чем больше объем, даже при той же цене, тем больше прибыль;
Ø Изменение структуры реализации – увеличение реализации более рентабельных изделий приводит к росту прибыли от реализации.
Результат факторного анализа – разработка мероприятий по использованию выявленных резервов роста финансовых результатов в долгосрочном плане.