Инфляция и денежно-валютная политика
Оказывается, что при темпе роста а = 0,08 и темпе инфляции i = 0,1 размеры эмиссии β не должны превышать 9%, а при i = 0,08 и того меньше — 8%. Следовательно, и Центральный банк РФ, и чиновники прямо заинтересованы в инфляции, ибо она приносит им существенные доходы, поскольку вряд ли все, что получает Центральный банк РФ подобным образом, идет исключительно на пополнение золотовалютных резервов. Значит, должна быть создана соответствующая институциональная среда, в которой надо не "бороться с инфляцией", а поставить правительство и экономических агентов в такое положение, чтобы инфляция не приносила им никакой выгоды. Для этого необходимы прежде всего запрет на получение доходов от эмиссионной деятельности и полная индексация всех доходов и сбережений. Точно таким же способом можно определить и размеры инфляции вследствие действия монопольных цен. Для этого надо определить величину монопольного дохода т как разность между совокупными доходами монополистов и доходами, которые они получали бы, если бы цены не были монополизированы. Тогда для оценки влияния монополий на инфляцию можно воспользоваться формулой (2), в которой параметр β определяется из отношения β = т/М.
Коснемся теперь государственной политики формирования валютных курсов. Как известно, влияние Центрального банка РФ на валютном рынке практически безгранично. Поэтому такое, казалось бы, полезное мероприятие, как свободная купля-продажа СКВ и установление рыночного курса рубля в качестве официального, превращается в фикцию.
Действительно, в условиях неразвитости валютного рынка фундаментальные курсообразующие факторы — динамика цен на внутреннем рынке, изменение паритета покупательной способности национальной валюты, сальдо платежного и торгового баланса — отступили в "тень". А на первый план вышли относительно поверхностные факторы: объем выставленной на торги валюты; количество участников, допущенных к торгам; мнение руководства Центрального банка о целесообразности валютной интервенции на торгах; текущие инфляционные ожидания и т.п. В результате в отличие от мировой практики рыночный курс рубля в российской экономике с первых шагов реформ не является сколько-нибудь надежным индикатором состояния денежной системы. Правительство стало манипулировать курсом рубля в зависимости от пристрастия к тем или иным фетишам провозглашенного экономического курса.
Таблица 2
Динамика потребительских цен и официального курса рубля по отношению к доллару в 1992—1997 гг. (в разах)
Показатели |
1992 г. |
1993 г. |
1994г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
Индекс потребительских цен (к предыдущему году) |
26,1 |
9,4 |
3,2 |
2,3 |
1,2 |
1,1 |
Темпы роста курса рубля (к предыдущему году) |
3 0 |
2 8 |
1,3 |
1 2 |
1,1 | |
Индекс потребительских цен (к 1992 г.) |
_ |
9,4 |
30,1 |
69,2 |
84,2 |
93,5 |
Темп курса рубля к 1992 г. |
- |
3,0 |
8,6 |
11,2 |
13,4 |
14,4 |
Возьмем, например, динамику потребительских цен и официального курса рубля к доллару за период с 1993 по 1997 г. (см. табл. 2). Как видим, цены росли чрезвычайно быстро, темп их роста хотя и снижался, но в целом они повысились почти в 100 раз. Однако курс рубля к доллару вел себя несколько иначе: тоже рос падающими темпами, но значительно медленнее, чем цены, и увеличился почти в 15 раз, то есть рос в 6,5 раза медленнее инфляции (см. рис.1).
Динамика цен и курса рубля к доллару
|