Регулирование рынка ценных бумаг
Таким образом, господство банков на фондовом рынке – важнейший момент, определяющий специфику европейской модели. Это не означает, однако, что рынки ценных бумаг могут ускользать от государственного "присмотра".
Весьма существенной чертой является высокая правовая культура ведения бизнеса, в том числе и на фондовых рынках. Это имеет своим следствием обоснованное допущение самоуправления и саморегулирования. Следует в тоже время отметить, что распространённое саморегулирование, т.е. добровольное поддержание принятых законодательных и нравственных норм, правил и договоров не освобождает от ответственности кого-либо из нарушивших закон субъектов рынка ценных бумаг (банкиров, биржевиков, руководителей и т.д.).
Новейшей тенденцией в Европе является разработка практически повсеместно комплексных и непротиворечивых документов, относящихся к функционированию и регулированию национальных фондовых рынков.
Американская модель в законченном виде существует только в США. Её эффективности высокую оценку дают европейцы; она образец для подражания для многих стран, которые стремятся создать у себя цивилизованный фондовый рынок. Обычно именно с действующей моделью государственного регулирования связывают успех современного функционирования самого обширного и активного в мире национального рынка ценных бумаг.
Чисто внешнее отличие американской модели от европейской состоит в ее комплексном, быстром внедрении государства в управление тем рынком, который никогда не признавал над собой никакой власти. В американской модели можно проследить по меньшей мере три главных составляющих элемента. Первый –это концепция, сформулированная более полувека назад и сохраняющаяся до сих пор. Ее суть: финансирование инвестиций должно опираться на фондовый рынок, функционирующий автономно от банковской системы. Второй –это правовая база в виде пакета законов. Напрямую обращенных к рынку ценных бумаг и образующих прочный фундамент для системы регулирования этого рынка.
Третий – это специальный орган управления фондовым рынком, в обязанность которого входит обеспечение выполнения принятых законов.
Эта модель появилась в начале 30-х годов XX века.
Наиболее сильной стороной американского метода регулирования считают создание специального института для этой цели.
"Комиссия по ценным бумагам и биржам" была создана в 1934 году. Она призвана практически реализовать исполнение принятых законов, касающихся фондовых рынков, участвовать в разработке новых законов и необходимых поправок, создавать механизмы для того, чтобы предписанные законами нормы были действительно реализованы, а также разрабатывать в рамках законов необходимые нормы и правила. Комиссия считается независимым органом. "В своей текущей деятельности комиссия принимает решения самостоятельно, они могут быть опротестованы только в суде".7 Аппарат Комиссии включает в себя юристов, бухгалтеров, финансовых аналитиков, исследователей рынка, администраторов.
Интересно отметить, что в условиях глобального ослабления вмешательства государства в финансовую сферу, происходящего в большинстве стран, отказа от государственного регулирования фондового рынка нигде не произошло. Это было бы не только нежелательно, но и даже нереально. Невооруженным глазом можно видеть объективный процесс разрастания денежного капитала, прирост биржевой деятельности, превышающий прирост оборота реального капитала, все эти проблемы не теряют своей остроты и не позволяют отказаться от создания системы государственного регулирования.