Практические аспекты исчисления налогов в условиях наличия обособленных подразделений
Обособленные подразделения: как вести налоговый учет
Гражданский кодекс позволяет организациям создавать обособленные подразделения в форме представительств и филиалов. Такие структуры различаются названием и юридическим статусом. Права и обязанности у них также разные. В статье 55 ГК РФ сказано, что учредительные документы организации должны обязательно содержать информацию об имеющихся у нее филиалах и представительствах.
Налоговое законодательство под термином «обособленное подразделение» подразумевает не только представительства и филиалы, но и другие подразделения. Главное — чтобы они соответствовали понятию «обособленного подразделения», данному в статье 11 Налогового кодекса для такого подразделения в целях налогообложения характерно наличие двух основных признаков: территориальная обособленность от организации и оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца.
Обособленные подразделения не являются самостоятельными юридическими лицами. Цель, задачи и функции таких структур определяются создавшей их организацией. Она же организует в них бухгалтерский и налоговый учет.
При постановке бухгалтерского и налогового учета в обособленных подразделениях необходимо учитывать различные факторы: территориальную разобщенность, особенности регионального законодательства по месту нахождения подразделений, возможности оперативного сбора информации и др.
Бухгалтерский учет в организациях с обособленными подразделениями
Обособленные подразделения вне зависимости от их места нахождения применяют способы ведения бухгалтерского учета, которые избрала организация в соответствии с учетной политикой. Об этом сказано в пункте 10 ПБУ 1/04 «Учетная политика организации».
Рабочий план счетов организации составляется таким образом, чтобы можно было учитывать операции с обособленными подразделениями. Для этих целей в нем надо предусмотреть необходимые счета и субсчета.
Первичные учетные документы составляются от имени или на имя организации, поскольку именно она, а не ее подразделение приобретает права и обязанности по всем сделкам.
В учетной политике дополнительно может быть определен порядок распределения расходов между организацией и подразделениями.
Здесь необходимо учитывать возможности документального подтверждения всех операций. Поэтому приложением к приказу об учетной политике может быть, к примеру, положение о внутреннем учете и отчетности обособленных подразделений. При этом важное значение приобретают правила и график документооборота между организацией и ее обособленными подразделениями.
Организация бухгалтерского учета и учета первичных документов во многом зависит от того, выделяется ли учет имущества и хозяйственных операций обособленного подразделения на отдельный баланс.
Обособленные подразделения без отдельного баланса
Подразделения, у которых объем операций и количество сотрудников незначительны, как правило, не выделяются на отдельный баланс. Обычно они не имеют и собственного банковского счета. Все денежные и материальные средства эти подразделения получают от головной организации.
Обособленные подразделения без отдельного баланса не имеют собственной бухгалтерии (бухгалтера) и не ведут бухгалтерский учет. Первичные учетные документы, оформленные в подразделении, передаются в бухгалтерию головной организации. Сроки для такой передачи устанавливаются внутренними актами. Бухгалтерия организации производит обработку указанных документов и отражает их в учете.
Если в таком подразделении учет все-таки ведется, то он ограничивается, как правило, лишь обработкой и систематизацией первичных документов.
Тем не менее головная организация должна обеспечить раздельный аналитический учет хозяйственных операций обособленных подразделений, у которых нет отдельного баланса. Для этого все операции подразделения надо учитывать на отдельных субсчетах рабочего плана счетов, устанавливаемого в учетной политике организации.