Аппарат управления бюджетной системой
Федеральное казначейство
Федеральное казначейство Российской Федерации как участник бюджетных отношений было создано в структуре Минфина России в 1992 г. Главное управление казначейства, которое было одним из структурных подразделений центрального аппарата названного министерства, в результате проведенной в 2004 г. административной реформы с 1 января 2005 г. преобразовано в федеральную службу.
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Они несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются руководителю казначейства.
В своей деятельности Федеральное казначейство руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и др. При этом казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координируя, кроме того, с ними свою работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.
Возглавляет Федеральное казначейство руководитель (глава) службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности (равно как и его заместители) министром финансов Российской Федерации. В свою очередь, руководители органов Федерального казначейства по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу назначаются и освобождаются от должности руководителем самой службы. Структура и штатное расписание Федерального казначейства и указанных органов казначейства утверждаются соответствующими руководителями в пределах установленного для них (казначейства и упомянутых органов) фонда оплаты труда. Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за выполнение возложенных на казначейство задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности своих заместителей, начальников структурных подразделений этой федеральной службы, а также руководителей органов казначейства по субъектам Российской Федерации за руководство отдельными областями деятельности Федерального казначейства.
Задачи Федерального казначейства и его органов сводятся к следующему:
· организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
· регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
· краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
· управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
· разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов; подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.
[11, с.217]
Счётная палата
Счетная палата Российской Федерации как участник бюджетных отношений представляет собой постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Правовой статус Счетной палаты урегулирован Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Счетная палата (местонахождение – г. Москва) является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. В своей деятельности она руководствуется Конституцией РФ и действующим российским законодательством. В рамках выполнения возложенных на нее задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью; к задачам службы, в частности, отнесено: