Государственные внебюджетные фонды
Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ России входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управляющие отделениями ПФР. В состав правления могут входить представители государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.
Фонд социального страхования.
Статус внебюджетного фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с различными дополнениями принятыми позднее). Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.
Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения Фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).
Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.
Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:
· концентрация денежных средств государства на социальное страхование;
· обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);
· оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
· частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.
Фонд государственного социального страхования – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.
Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Источником образования Фонда являются:
1. страховые взносы работодателей – предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;
2. страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
3. средств государственного бюджета (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады;
4. прочие поступления.
Все организации и предприятия независимо от форм собственности с 2001 года вносят взносы в Фонд государственного социального страхования в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние перечисляют средства в Фонд социального страхования.
Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.
В пункте 1 статьи 1 федерального закона о бюджете фонда социального страхования РФ на 2007 год утверждены следующие суммы: “Утвердить бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2007 год по доходам в сумме 258 806 047,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 169 264 828,5 тыс. рублей, и по расходам в сумме 287 493 479,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс. рублей.”
Резервный фонд.
Резервный фонд будет сформирован 1 февраля 2008 года в размере 10% от объема ВВП 2007 года. Средства для резервного фонда будут взяты из стабфонда. Если ВВП, произведенный в 2007 году, окажется выше или ниже прогноза, то этот факт будет учитываться при формировании резервного фонда на 2009 год.
Средства резервного фонда будут вкладываться в надежные ценные бумаги, которые можно было бы реализовать незамедлительно, в любой нужный момент. Доходность резервного фонда составит 3,5−4%.
То, что не войдет в резервный фонд, будет составлять фонд будущих поколений. Средства фонда будущих поколений будут инвестироваться в более широкие инструменты и, в частности, в бумаги корпораций, а в дальнейшем Минфин будет рассматривать возможность инвестировать средства этого фонда в недвижимость.
Доходность фонда будущих поколений предполагается на уровне 6,5−7%. Сейчас рассматривается вопрос о создании специального агентства по управлению средствами фонда будущих поколений или привлечении частных управляющих компаний, которые будут инвестировать эти средства в более широкий спектр инструментов по сравнению с набором инструментов, в которые инвестируются средства стабилизационного фонда, а в дальнейшем и резервного фонда, созданного на его базе.