Анализ практики работы Астраханского представительного собрания в сфере совершенствования бюджетного законодательства.
Астраханское представительное собрание в составе 27 депутатов в числе первоочередных задач определила необходимость создания собственной законодательной и нормативной базы по регулированию финансово-бюджетной и экономических проблем. Прежде всего, являясь правоприемником Астраханского Областного Совета народных депутатов, Собрание подтвердило юридическую силу нормативно-правовых актов ранее принятых Советом и не противоречащих действующему законодательству.
Возникла необходимость принятия ряда законов, позволяющих обеспечить финансовое и экономическое развитие региона. Вот только некоторые из них: об областном бюджете, об управлении государственной собственностью, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о налогообложении и платежах, об упрощенной системе налогообложения предприятий малого бизнеса. Это базовые законы.
Устаревшее и недействующее в полном объеме федеральное законодательство по регулированию межбюджетных отношений обусловило необходимость разработки и принятия в марте 1995. года Закона Астраханской области «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Астраханской области».
Закон устанавливает процедуры для составления, законодательного рассмотрения, одобрения и исполнения консолидированного бюджета области на основе взаимоотношений между Областным Представительным Собранием и Администрацией Астраханской области.
Отличительные особенности Закона:
- создание простой, понятной и действующей автоматически системы регулирования отношений между областью и территориями;
- достижение гласности бюджетного процесса;
- реальный механизм работы по ликвидации бюджетного дефицита;
- увязывание деятельности областной администрации с бюджетным процессом посредством программ социально-экономического развития;
- создание условий для подготовки документов по проекту бюджета и отчету о его исполнении в более удобной форме для анализа и принятия на их основе решений;
- максимальное привлечение органов местного самоуправления к участию в разработке проекта бюджета (процедура согласования);
- закрепление ответственности участников бюджетного процесса за нарушение бюджетной деятельности в области;
- повышение роли органов местного самоуправления в формировании и законодательном оформлении межбюджетных отношений в области;
- устранение возможности субъективных подходов к регулированию межбюджетных отношений;
- обеспечение реального равноправия органов местного самоуправления во взаимоотношении с областным бюджетом как на стадии формирования доходной части бюджета, так и на стадии его расходов;
- гарантия каждому органу местного самоуправления минимального дохода на каждого жителя на уровне не менее среднедушевых бюджетных доходов по области;
- гарантия устойчивого финансирования текущих минимальных расходов органов местного самоуправления, превышающих средние минимальные расходы на каждого жителя;
- создание стимулов для изыскания территориями резервов увеличения доходов собственных бюджетов.
- гарантии социальной защиты (утверждение «Перечня защищенных статей бюджета текущих расходов областного бюджета Астраханской области, подлежащих финансированию в полном объеме»)
Важнейшим моментом Закона является предложение нового механизма регулирования межбюджетных отношений, что позволяет установить в области единую методологию бюджетного регулирования и устранение субъективных подходов к формированию взаимоотношений с бюджетами органов местного самоуправления как со стороны области, так и со стороны территорий.
В основу методологии заложено реально существующее отклонение между среднедушевым бюджетным доходом по всем территориям и душевым бюджетным доходом каждой территории в соответствии с положением, принятым ОПС Астраханской области «О средствах , передаваемых из областного бюджета в райгорбюджеты на выравнивание бюджетной обеспеченности населения и финансирования защищенных статей».
Финансовую помощь из областного бюджета предусматривается оказывать органам местного самоуправления, имеющих душевой бюджетный доход ниже среднего душевого дохода по бюджетам органов местного самоуправления области. При этом, если с учетом предоставленного трансферта в бюджете местного самоуправления не хватает доходов для покрытия текущих расходов по бюджету (без капитальных вложений), предусматривается оказание дополнительной финансовой помощи органу местного самоуправления как особо нуждающемуся в поддержке.