Финансовые инструменты валютного рынка
Расчеты в системе электронных платежей осуществляются путем передачи клиентом и приема банком электронных платежей документов с последующей передачей банком клиенту извещения о приеме платежного документа. Электронный документ представляет собой совокупность данных, которые создаются, обрабатываются и хранятся в памяти ЭВМ и передаются по телефонным каналам связи. Все электронные документы в системе электронных платежей заверяются электронной подписью и шифруются. Прием и передача электронных документов производится на специально оборудованной рабочей станции системы электронных платежей, в которую входят персональный компьютер, совместимый с IBM PC, модем и соответствующее прикладное программное обеспечение.
Электронные документы, применяемые в системе электронных платежей, идентичны финансовым платежным документам и являются освоением для осуществления бухгалтерской деятельности. Для целей бухгалтерского учета в системе электронных платежей могут создаваться бумажные копии электронных документов. Первичным электронным документом в системе электронных платежей, на основании которого осуществляется списание средств со счета клиента, является электронное платежное поручение. Банк при осуществлении расчетов предоставляет возможность заказывать и получать следующие вторичные электронные документы:
- выписку по счету клиента после каждой операции по его счету;
- выписку по счету клиента за заданный промежуток времени;
- сводную выписку по счету клиента на конец каждого рабочего дня, если было проведено более одной операции.
После каждого обращения клиента к банку по системе электронных платежей ему направляется извещение о приеме электронного документа в обработку или о невозможности исполнения заказанной операции с указанием причины. В системе электронных платежей могут использоваться и другие электронные документы, а также электронные сообщения, которыми обмениваются клиент и банк.
Основанием для отказа банка от исполнения электронного платежного документа клиента служат:
- невозможность расшифровать документ;
- неправильная электронная подпись или изменение (искажение или нарушение подлинности) документа в процессе передачи;
- недостаток средств для проведения операции на счете клиента в банке, если не предусмотрен в условиях обслуживания счета режим овердрафта.
Процедура подключения к системе электронных платежей проводится после установки рабочей станции системы электронных платежей, программного обеспечения и автономного тестирования. Процедура подключения происходит на рабочем месте клиента.
При подключении к системе электронных платежей клиент получает:
а) в лице директора – пароль электронной подписи директора;
б) в лице главного бухгалтера – пароль электронной подписи главного бухгалтера;
в) в лице оператора абонентского пункта – пароль электронного подтверждения оттиска печати и пароль для кодирования платежных документов.
Пароль электронной подписи по структуре разделен на две части:
1-ая часть пароля сообщается соответствующему лицу (директору, главному бухгалтеру, оператору) в виде набора четырех алфавитно-цифровых символов и при подписи вводится в компьютер с клавиатуры:
2-ая часть пароля передается соответствующему лицу в кодированном виде на дискете и при подписи вводится в компьютер другой дискеты.
Первая часть пароля может быть изменена соответствующим лицом (директором, главным бухгалтером) в любое время, а вторая часть меняется банком через определенные промежутки времени со своего компьютера в режиме связи с компьютером клиента.
Пароль для кодирования платежных документов передается полностью в зашифрованном виде на дискете.