Проблемы денежного обращения Украины
На сегодняшний день в Украине, где функционируют внутригосударственные и международные платежные системы, свыше 100 банков осуществляют эмиссию (выпуск платежных карточек) и эквайринг (обслуживание торговых и сервисных предприятий по вопросам приема платежных карточек к оплате за приобретенные товары или полученные услуги, организация самого процесса обслуживания, что включает в себя заключение соглашения с предприятием, установление терминалов, текущее обслуживание, информационно-консультативная поддержка и т.д.). Общее количество платежных карточек, эмитированных украинскими банками за 2005 год, увеличилось на 45 процентов и составляет 24,8 миллиона.
За прошлый год количество банкоматов, которые обслуживали платежные карточки, увеличилось на 39,7 процента, платежных терминалов – на 26,8, импринтеров (устройств, предназначенных для перенесения рельефных реквизитов платежной карточки на бумажный документ, который подтверждает осуществление операции с использованием платежной карточки и содержит набор данных относительно этой операции и реквизиты платежной карточки) – на 18 процентов. Тем не менее, можно утверждать, что сама инфраструктура приема платежных карточек развивается меньшими темпами, чем их выпуск, а использование карточки их пользователями сводится к простому снятию денежной наличности с банкомата. Низкий показатель в Украине числа платежных терминалов в расчете на миллион человек населения – всего 707 единиц . Для сравнения, в странах Европейского Союза этот показатель еще в начале 2003 года составлял около 13 тыс. единиц. Как следствие, низкое соотношение безналичных и наличных операций в нашем государстве по платежным карточкам - приблизительно 5% к 95%. Это свидетельствует, что безналичные расчеты с использованием платежных карточек у нас не приобрели массового характера.
Одобренная Концепция (постановление Кабинета Министров Украины от 26 мая 2006 г. № 753) предусматривает ряд мер, среди которых, разработка на протяжении 2006-2007 годов проекта закона об электронной коммерции, внесение изменений в существующие нормативно-правовые акты по вопросам торговой деятельности, разработка национальных стандартов, гармонизованных с международными. Интересным элементом является подготовка предложений относительно возможности внедрения электронного студенческого билета на основе платежной карточки. Правительство также будет оказывать содействие распространению безналичных расчетов населения за жилищно-коммунальные услуги, потребленную электрическую энергию, природный газ, услуги связи, осуществлению денежных переводов, обеспечению выплаты стипендий, пенсий, адресной денежной помощи и других выплат малообеспеченным гражданам, с их согласия, конечно, через учреждения банков.
Мировой опыт показывает, что использование платежных карточек вместо денежной наличности в расчетах за товары и услуги выгодно не только гражданам, но и государству. Поэтому, еще постановлением Правительства от 29 марта 2006 года №377, утверждены условия и сроки переведения торговцев в сфере торговли, общественного питания и услуг на обязательный прием в оплату специальных платежных средств. Безналичные платежи будут оказывать содействие увеличению поступлений в государственный бюджет за счет более полного налогообложения субъектов хозяйственной деятельности, уменьшению злоупотреблений в сфере торговли и услуг и затрат государства на поддержку наличного обращения. Кроме того, привлечение средств в банковскую систему и увеличение ее инвестиционных возможностей будет иметь положительное влияние на развитие экономики государства в целом.