Основные проблемы управления государственным долгом в РФ
создать систему эффективного (минимизирующего совокупные издержки и максимизирующего сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста) управления государственным долгом;
по возможности использовать все имеющиеся методы управления государственным долгом, в том числе и такими как "долги на проведение природоохранной деятельности";
дальнейшее совершенствование налоговой системы, поскольку доходы бюджета в настоящее время являются основным источником покрытия государственного долга;
для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2002-2008 гг.
При последовательном проведении указанных мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.
Заключение
Положение банкротства по выплате внутренних и внешних займов государства привело к обвалу банковской системы, фондового рынка и ещё больше усугубило состояние реального сектора экономики. Меры по выходу из глубокого затяжного экономического кризиса в России остаются всё теми же – создание условий для нормального развития промышленных предприятий и предприятий малого бизнеса – как основных источников налоговых доходов бюджета. В ближайшие годы принципиальными задачами фискальной политики являются: проведение налоговой реформы (ввод в действие налогового кодекса, повышение собираемости налогов); сокращение не эффективных бюджетных расходов и увеличение социальных расходов, важных в аспекте стимулирования экономического роста (на науку, образование, медицину). И особенного внимания, конечно же, требует ограничение наращивания нового долга.
После изучения доступных мне материалов, можно сделать следующие выводы:
понятие и сущность государственного долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями, кроме того, все это жестко регулируется финансовым правом;
понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
причинами возникновения государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д.;
большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования именно и, в том числе, из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности;
отсутствует система долгового управления, долгами в России занимаются Министерство Финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный Банк. То есть не существует единого органа, который занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть;
погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение;
правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва, и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели увеличению долгового бремени.
Приложение 1
Структура государственного внешнего долга по данным Минфина
Таблица Структура государственного внешнего долга
Наименование |
1 января 2005 года |
1 апреля 2005 года |
1 июля 2005 года | |||
млрд. долларов США |
млрд. евро* |
млрд. долларов США |
млрд. евро* |
млрд. долларов США |
млрд. евро* | |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
114,1 |
83,7 |
108,1 |
83,4 |
107,6 |
89,5 |
Задолженность странам - участницам Парижского клуба |
47,5 |
46,2 |
46,0 | |||
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
6,4 |
6,2 |
6,1 | |||
Коммерческая задолженность |
2,2 |
2,2 |
2,2 | |||
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
9,7 |
6,0 |
5,8 | |||
МВФ |
3,6 | |||||
Мировой банк |
5,7 |
5,6 |
5,4 | |||
ЕБРР |
0,4 |
0,4 |
0,4 | |||
Еврооблигационные займы |
35,3 |
34,5 |
34,5 | |||
ОВГВЗ |
7,1 |
7,1 |
7,1 | |||
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России |
5,5 |
5,5 |
5,5 | |||
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
0,4 |
0,4 |
0,4 |