Современный тип денежной систем, ее характеристика
Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. В современных условиях необходимо уйти от традиционного определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда-либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятие системы безналичных расчетов и денежной системы.
На самом деле денежная система на совершенном этапе должна включать две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.
Схема 1.
Денежная система рыночного типа
Принципы организации денежной системы
Наименование Порядок Эмиссионный Структура Порядок
денежной обеспечения механизм денежной массы прогнозирования
единицы денежных знаков в обороте и планирование
Механизм Порядок Порядок кассовой
денежно- установления дисциплины
кредитноговалютного
регулирования курса
Как видно из схемы № 1, первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации денежной системы. Под принципом денежной системы понимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.
Принцип централизованного управления денежной системой.
Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственной административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах страны.
Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики, характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления, а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.
Принцип прогнозного планирования денежного оборота
Он обозначает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливается не как директивные планы, обязательные для исполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, Министерство финансов страны.
1. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.
Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы с одной стороны не допускать инфляции; с другой стороны- расширять денежны1й оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.
При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами) устойчивость оборота может быть нарушена и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств.
4. Принцип кредитного характера денежной системы
В соответствии с этим принципом появления новых денежных знаков в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.
5. Принцип обеспеченности, выпускаемых в оборот денежных знаков
В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.
6. Принцип неподчиненности Центрального банка правительству и подотчетности его Парламенту страны
Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией является приоритетной задачей Центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что решения стоящие перед Правительством и их задачи начнут исчерпывать средства Центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. В то же время Центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому Центральный банк должен систематически отчитываться перед Парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между Центральным банком и Правительством.