Особенности функционирования кредитно-денежной сферы в экономике Республики Беларусь
К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.
В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.
Таким образом, государству необходимо регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе, необходимо инвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
P
Кредитная
политика Sb
S
Sa
Ob
Pb
2b
O
Po
Oa
2a
Pa
D
1b
1a
Q
Qb Qo
Qa Денежная
политика
Q – объем денежной массы;
P – цена заемных средств (процентная ставка по кредитам);
S, Sa, Sb – кривые предложения денег;
D – кривая спроса на деньги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
P
Кредитная
политика S
O
P0
S1
P1 O1
D
Q0 Q1 Q
Денежная
политика
Q – объем денежной массы;
P – цена заемных средств (процентная ставка по кредитам);
S – кривые предложения денег;
D – кривая спроса на деньги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Цели и средства достижения |
Вид экономической политики |
Примечание | ||
денежная |
кредитная |
курсовая | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Цели |
Обеспечение экономики денежной массой в необходимом и достаточном объеме, выполнение одновременно двух условий: товарооборот обеспечен деньгами, деньги полностью обеспечены товарной стоимостью. Исключение денежного фактора инфляции спроса (эффект “лишних денег”) и стагнации (дефицит денег в обороте). |
Регулирование динамики экономического роста посредством изменения ценовой доступности кредита. |
Поддержание условий для развития экономики страны и одновре-менно поставок критичес-кой массы импорта посредс-твом регулирования курса нацио-нальной валюты. |
К п.1. Все три составляющие политики в монетарной сфере должны быть субординационно подчинены единой цели экономической политики, состоящей в построении социально ориентированной рыночной экономики в оптимальном режиме, факторами которого выступают максимально сжатые сроки и минимальные социальные потрясения. К п.1 кол.2. Практика экономического регулирования знает и случаи достаточно успешного проведения селективной кредитной политики (ФРГ после Второй мировой войны). |
2.сред-ства |
1. Регулирование первичной эмиссии (эмиссия центрального банка) 1.1. Операции на открытом рынке 1.1.1. Операции с ценными бумагами 1.1.2. Операции с иностранной валютой и драгоценными металлами 1.2. Режим доступа к кредитам центрального банка. 2. Регулирование вторичной эмиссии ( эмиссия банков). 2.1. Норма обязательного резервирования. 2.2. Пруденциальные нормы. |
(…) (…) (…) ( + ) |
( - ) (…) (…) (…) |
К п.1 кол.1. Излишек денежной массы ведет к гипертрофированному спросу и инфляции, недостаток – к гипертрофированному спросу и стагнации, вызывает демонетизацию экономики, неплатежи, способствуют уклонению от налогов и росту теневой экономики. К п.1.2.кол.1. Данное средство использовалось ранее и является в значительной степени специфичным для российских условий, имея в виду его административный характер с точки зрения содержания и отсутствие до последнего времени четких норм с позиций формальных условий доступа. В других странах (например в США) доступ к кредитам центрального банка также не для всех случаев абсолютно четко формализован, однако эти случаи являются исключением из правил и касаются не проведения денежной политик, а вопросов поддержания ликвидности отдельных банков. К п.2.2.кол.1. Ограничивая риск банков, пруденциальные нормы фактически выступают средством регулирования вторичной эмиссии, хотя данный эффект является побочным и не вытекает непосредственно из задач пруденциального регулирования. |
( + ) (…) (…) |
1.Общее регулирование. 1.1.Регулирование ставки рефинансиро-вания центрального банка. 1.2.Регулирование цены государствен-ных заимствований (осуществля-ется правительст-вом при возможном содействии центрального банка ,как агента правительства, выступающего от его имени и за его счет). 2. Селективное регулирование (осуществляя-ется правительс-твом совместно с центральным банком).Пре-доставление избранным (приоритет-ным) отраслям либо производствам (предприятии-ям) кредитов на условиях лучше рыночных (уровень ставки и прочее). |
(…) (…) (…) 3. Операции с иностран-ной валютой, драгоцен-ными металлами и другими валютны-ми ценностя-ми, прямые (админира-тивные) стративные) ограничения. |