Предложения о повышении эффективности кредитования торгового предприятия
Пока еще уровень развития и, как следствие, эффективности функционирования кредитной системы РБ невысок по сравнению с показателями ведущих стран – об этом говорит, прежде всего, низкий показатель активов банковской системы по отношению в ВВП. Кроме того, существенные изъяны наблюдаются и в ее институциональной структуре – очень малочисленны специализированные финансовые посредники, не являющиеся банками, например, факторинговые компании. Для повышения уровня зрелости, повышения эффективности функционирования системы кредитования предприятий розничной торговли необходимо решить следующие основные задачи:
· совершенствование государственной денежно-кредитной политики;
· развитие вторичного кредитного рынка;
· создание гибкого залогового механизма;
· развитие информационной инфраструктуры кредитного рынка.
Государственная денежно-кредитная политика в условиях рыночной экономики базируется на использовании стимулирующей функции кредита, именно через нее реализуется и его распределительная функция. Причем, в условиях двухуровневой банковской системы стимулирующий импульс, исходящий от Национального банка, проходит два этапа: - Национальный банк создает стимулы (или антистимулы) к расширению (или сокращению) кредитования реального сектора для коммерческих банков, а сами коммерческие банки как профессиональные кредиторы, в свою очередь принимают решения, ищут компромисс между собственными интересами и интересами клиентов. В этом, впрочем, и заключается положительное качество двухуровневой системы, в которой возможно согласование между государственными интересами и макроэкономическими целями, с одной стороны, и частным интересом банков и фирм с другой стороны.
Следует заметить, что степень регулируемости объемов кредитования реального сектора и предсказуемость результатов денежно-кредитной политики значительно различаются в зависимости от ее типа. Весьма пессимистическое мнение с точки зрения возможностей проведения денежно-кредитной политики с помощью контроля за величиной агрегатов денежной массы выражает закон Гудхарта, согласно которому на какой бы показатель денежной массы ни воздействовало бы государство, этот агрегат исказится в результате самого акта регулирования. Эмпирическое подтверждение этот закон получил, например, в практике Великобритании, где в 1980 году при формировании политики в области государственного бюджета была поставлена задача постепенного ежегодного снижения темпа роста денежной массы с целью уменьшения инфляции. Однако по большей части установленные нормы не выполнялись, хотя и сами нормы изменялись и пересматривались. Поскольку считалось, что существует жесткая положительная связь между потребностью государственного сектора в заемных средствах и ростом денежной массы, то предполагалось, что среднесрочная финансовая политика также налагает ограничения на рост государственных расходов. В октябре 1985 года эта политика была фактически отменена вместе с приостановлением контроля за денежным агрегатом М3
То, что зафиксировано законом Гудхарта, касается возможностей проведения денежной политики, которая не является тождественной кредитной политике. Существуют веские причины для четкого разграничения и субординации в рамках единой денежно-кредитной политики денежной и кредитной политики, как это предлагает, например А.Ю. Симановский. Он справедливо замечает, что цель денежной политики состоит в том, чтобы исключить избыток либо дефицит денежной массы с точки зрения потребностей экономики, в то время как целью кредитной политики является регулирование доступности кредита. Действительно, существует общее правило – каждая цель политики требует соответствующих инструментов, то есть определенных переменных параметров, которые находятся под контролем принимающего решения органа и принимают значения, соответствующие целям политики. Разграничение целей денежной и кредитной политики чрезвычайно необходимо при выборе инструментов денежно-кредитной политики, ее параметров, а также для прогнозирования возможных результатов. В тоже время применение мер денежного или кредитного регулирования оказывает косвенное влияние и на смежную сферу, так что на практике все выглядит гораздо сложнее, чем в теории.