Какова ситуация с соотношением доходов и расходов в бюджете текущего года?
Несмотря на осуществляемые в последние годы мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, в нём имелся главный недостаток – отсутствие механизма обеспечения результативности бюджетных средств.
В прежнем бюджетном законодательстве и бюджетной практике не было чёткого различия между понятиями собственных и регулирующих доходов бюджетов. Действительно, различить их было трудно, поскольку речь в любом случае шла о частях (долях) доходов. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря, собственные доходы регламентируются законодательством в целом, а регулирующие – законодательством РФ и субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.
Запланированное увеличение расходов бюджета в 2006 году было поглощено более быстрым, чем ожидалось, ростом ВВП. За первые десять месяцев 2006 года расходы федерального бюджета составили лишь 14,6 процента ВВП, что значительно ниже, чем за аналогичный период 2005 года. В соответствии с принятой в ноябре поправкой в федеральный бюджет на 2006 год расходы были увеличены на 161 млрд. рублей (0,6 процента ВВП), а доходы скорректированы на 1.1 трлн. рублей (повышение на 4,2 процента ВВП).
Государственная Дума утвердила в третьем чтении бюджет на 2007 год. Согласно утвержденному проекту, доходы федерального бюджета на 2007 год были запланированы в размере 6965.3 млрд. рублей (22,3 процента ВВП), а его расходы должны были возрасти до 5463,5 млрд. рублей (17,5 процента). Это означало, что расходы федерального бюджета увеличатся на 26 процентов в номинальном выражении. Увеличение, однако, составило бы только 0,9 процента ВВП. Особенно значительное увеличение расходов было предусмотрено на национальную экономику, государственный аппарат и социальную сферу (здравоохранение и образование).