Теоретические подходы к планированию выручки на предприятии
Основными факторами, корректирующими объем выручки, являются изменения:
· объема реализации;
· структуры реализуемой продукции;
· цен на продукции.
ВРпл= ВРбаз.х Jоб.х Jстр.х Jц., где
ВРбаз.- фактическая выручка от реализации в базисном году;
Jоб.- индекс изменения объема реализации продукции;
Jстр.- индекс структурных изменений в номенклатуре реализуемой продукции;
Jц.- индекс изменения цен на реализуемую продукцию.
Jоб.=∑Ц1К1/∑Ц0К0, Jстр.=∑Ц0К1/∑Ц0К0, Jц=∑Ц1К1/∑Ц0К1, где
Ц0, Ц1- цены соответственно базисного и планируемого периодов,
К0, К1- количество продукции в базисном и планируемом периодах.
Выручка от реализации продукции по четвертому методу определяется прогнозированием темпов роста или снижения объемов выручки на основе анализа их за предыдущие периоды времени и экспертных оценок по сохранению этих темпов или их изменению:
ВРпл.= ВРбаз.х К,
где К- коэффициент роста или снижения объемов;
Этот метод можно применять в условиях стабильной экономики.
Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее минимального, оптимального и максимального объемов. Делается это при составлении гибких финансовых смет.
На предприятиях применяются различные методы прогнозирования продаж:
· экспертные методы, основанные на использовании опыта и знаний руководителей;
· статистические, основанные на исследовании тенденций изменения объема реализации за предыдущие годы;
· метод заключения долгосрочных договоров форвардного типа.
Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности.
В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае предоплаты, по потребительскому кредиту, прочая задолженность.
По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность, просроченную (срок инкассаций которой нарушен) и безнадежную.
В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость:
Сумма выручки = Сумма от отгрузки реализации + Дебиторская задолженность на начало периода - Дебиторская задолженность на конец периода
Для прогнозирования величины дебиторской задолженности необходимо знать выручку от реализации продукции, средние остатки дебиторской задолженности за предыдущий период и длительность периода ее оборота. Так как эти величины взаимозависимы, то
Одз = Вр х Тдз / Д, где
Одз - средние остатки дебиторской задолженности, руб.,
Тдз - период оборота дебиторской задолженности, дн.,
Вр - выручка от реализации продукции, руб.,
Д- длительность календарного периода, дн.
Руководство предприятия должно стремиться к сокращению сроков дебиторской задолженности, предоставлять льготные условия, скидки в случае более ранней оплаты за отгруженную продукцию, составлять графики погашения задолженности покупателей. Управление дебиторской задолженностью- важный этап планирования поступлений денежных средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги. Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется специальный раздел финансового плана предприятия.
Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются:
· план-график выпуска готовой продукции и оказания услуг;
· данные о поступлении готовой продукции на складе предприятия нарастающим итогом;
· данные по отгрузке продукции нарастающим итогом;
· отказы в отгрузке продукции;
· остатки готовой продукции не имеющей сбыта;
· данные о поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу за отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия нарастающим итогом;
· данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок;
· данные об увеличении дебиторской задолженности;
· сумма дебиторской задолженности к взысканию.
Отпуск готовой продукции или ее отгрузка на предприятии оформляются товарно-транспортной накладной или приказом-накладной, в которую включают приказ складу и товарно-транспортную накладную на отпуск продукции. Приказ складу выписывает соответствующая служба (отдел сбыта) в двух экземплярах на основании договора с покупателем, с указанием наименования и срока отгрузки продукции. Один экземпляр остается у кладовщика, второй- у экспедитора, который после сдачи продукции транспортной организации и получения квитанции передает ее в бухгалтерию предприятия для выписки платежного документа. Одновременно выписывается счет-фактура.