Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их характеристика.
Финансовая поддержка (тоже финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т. е. дефицитом бюджета).
Через федеральный бюджет в России во второй половине 90-х годов перераспределялось 10—14% валового внутреннего продукта (по доходной части федерального бюджета).
Из-за того, что налоговые поступления не могут обеспечить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.
В соответствии со ст. 44 и 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации может быть осуществлено в следующих формах:
· предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации;
· предоставление субсидий;
· предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
· предоставление бюджетной ссуды;
· иная безвозвратная и безвозмездная передача средств.Финансовая помощь в любой форме подлежит учету в
доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
Рассмотрим, что представляет собой каждая из названных форм фин ансовой помощи.
Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субсидия (помощь, поддержка) — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России, а также физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России или юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов.
Одним из основных способов передачи средств из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету — отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом.
Перечень и ставки федеральных налогов определяются законодательством России, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы России утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.
Такая форма финансовой помощи существует десятилетия. Эта форма помощи имеет преимущества, одно из которых — единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их более полной мобилизации.
Если бюджет территории не имеет достаточных размеров отчислений от налогов в доход бюджета и не имеет возможности сбалансировать бюджет за счет отчислений от налогов, тогда применяются другие формы финансовой помощи (дотация, субсидия, бюджетная ссуда).