Социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования.
Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если неоговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.
Каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.
К социально-экономическим последствиям инфляции относятся:
-Снижение реальных доходов населения и как следствие отсюда снижение мотивов к трудовой деятельности.
-Усиление дифференциации населения по уровню дохода.
-Ухудшение условий жизни социальных групп с твердыми доходами.
-Возникновение опасности социальных потрясений.
-Ослабление позиции власти, снижение доверия населения правительственным программам.
-Возникновение трудностей с долгосрочным планированием. Повышение риска инвестирования.
Методы борьбы с инфляцией.
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы.
1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком; 2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком; 3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя: 1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы; 2. Государственное регулирование цен; 3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы; 4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Первоочередные антиинфляционные методы :
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие: 1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.
а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая; б)установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями.
Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.