Проблемы и перспективы системы бюджетирования ЗАО “ФК “Зенит”
Финансовая составляющая функционирования клуба – одна из важнейших проблем стоящих на пути успешного развития клуба. Поэтому в середине 90-х г. клуб был акционирован, что позволило привлечь дополнительное финансирование.
В конце 90-х г. и начале 2000-х г. клуб рассчитывал на собственную спортивную деятельность при значительной поддержке других источников финансирования (спонсоры). С приходом ОАО “Газпром” клуб стал финансироваться, в целом, за счёт спонсорской поддержки. С приходом нового акционера бюджет клуба стал выглядеть следующим образом:
Бюджет доходов ЗАО “ФК “Зенит” представлен следующим графиком:
Рис 3.6 Постатейный бюджет доходов клуба 2007 г. (млн. руб.)
Составлено по данным ЗАО “ФК “Зенит”
Где:1-спонсорство (82 %); 2-телевизионные трансляции (12 %); 3-комерческая деятельность (3 %); 4-билеты (3 %); 5-Продажа атрибутики (2 %).
Бюджет расходов ФК “Зенит” можно представить в следующем виде:
Рис. 3.7 Постатейный бюджет расходов ЗАО “ФК “Зенит” 2007 г. (млн. руб.)
Составлено по данным ЗАО “ФК “Зенит”
Где: 1-заработная плата (22,5 %); 2-расходы по трансфертам (48,17 %); 3-налоги (4,25 %); 4-финансовая деятельность (3,57 %); 5-расходы на участие в соревнованиях (3,32 %); 6-организация тренировочного процесса; 7-расходы на СДЮШР; 8-администранивные и коммерческие расходы.
В зарубежном маркетинге спорта разработана и широко применяется методология анализа эффективности спортивных соревнований, получившая название “треугольник спортивного события”. Эта методология демонстрирует финансовую взаимозависимость главных участников спортивного мероприятия: самого спортивного соревнования, болельщиков, спонсоров. В треугольнике спортивного события совместно действуют следующие факторы [26, с. 258]:
-спортивным соревнованиям для финансовой поддержки и получения паблисити необходимы спонсоры;
-спонсорам для продвижения своих товаров (услуг) и поддержки их продаж необходимы спортивные соревнования;
-спортсменам за затраченное время и демонстрацию своих способностей необходима соответствующая компенсация.
Треугольник спортивного события объясняет следующие явления [26, с. 258]:
-соревнования демонстрируют и продают личностные характеристики и спортивные таланты участников;
-соревнования демонстрируют маркетинговые достижения компаний по продвижению своих товаров (услуг);
-соревнования продвигают и продают товары (услуги) спонсоров. Согласно этому треугольнику: наблюдается высокий интерес зрителей к клубу. Это позволило привлечь финансовую поддержку спонсора в размере 82 % бюджета. Соответственно: ОАО “Газпром” за счёт поддержки клуба смог создать определенный образ своей торговой марки.
Проблема финансирования – одна из наиболее важных проблем, стоящих на пути развития клуба только крепкий в финансовом отношении клуб может показать яркую игру, а также привлечь спонсоров.
При анализе бюджета клуба можно выделить следующие проблемы:
-высокий удельный вес поступлений от спонсора (82 %);
-низкий уровень поступлений от других видов доходов (18 %);
-высокий удельный вес затрат на трансферты (48,17 %);
-высокий удельный вес заработной платы игроков (22,5 %).
Это можно решить с помощью следующих мер:
-повышение поступлений от телевизионных трансляций, продажи атрибутики и билетов;