Организация системы бюджетирования ЗАО “ФК “Зенит”
Примерно 89 % показов матчей осуществляется по телеканалу ВКТРК “5-канал”.
Доходы от телевизионных трансляций можно представить в следующем виде:
Поступления от телевизионных трансляций увеличились (табл. 2.2) в 2006 году на 30 млн. рублей (14,85 %) по сравнению с 2005 годом, в 2007 роду на 20 млн. рублей (8,62 %) по сравнению с 2006 годом.
Рост поступлений от телевизионных трансляций обусловлен тем, что у телевизионных каналов увеличились поступления от показываемой рекламы, во время матчей с участием клуба На дальнейшее увеличение поступлений от телевизионных трансляций будет оказывать влияние стабильная игра команды в чемпионате страны, лиге чемпионов и кубке УЕФА, что привлечёт к увеличению рекламы у телевизионных компаний. Также на объём рекламы влияют следующие факторы: общий уровень доходов населения, популярность вида спорта (футбола) у населения.
Коммерческая деятельность клуба - это продажа прав на использование нематериальных активов в виде товарного знака (брэнда) клуба коммерческим организациям, выпускающим разнообразную продукцию.
Фирменный стиль – это целостная совокупность качественных и количественных характеристик работы спортивного клуба, его своеобразия, реализации управленческой (кадровой, торговой) политики. То есть фирменный стиль – “лицо” клуба и в соответствии с этим формируется отношение людей к данному клубу. [26, с. 48]
Товарным знаком клуба является оригинально оформленное графическое изображение, с оригинальным названием.
Использование бренда “Зенит” и фирменной символики футбольного клуба может приносить доход от 150000 до 4500000 рублей с одной сделки.
Бренд “Зенит” используется довольно активно. Под этой маркой выпускалось пиво (завод “Степан Разин”), хлеб (компания “Каравай”), а также пельмени, котлеты, лимонад, шоколад, полотенца и др Брэндом в рекламных целях пользовались официальные партнеры клуба – ПТК и “Мегафон”.
Поступления от коммерческой деятельности увеличились (табл. 2.1) в 2006 году на 30 млн. рублей (6,67 %) по сравнению с 2005 годом, а в 2007 году на 150 млн. рублей (31,5 %) по сравнению с 2006 годом. Рост поступлений от коммерческой деятельности обусловлен более эффективной политикой по коммерческому использованию бренда клуба.
Согласно социологическим опросам узнаваемость бренда “ФК “Зенит” составляет 75 %, поэтому у клуба есть серьёзный потенциал по использованию бренда в коммерческих целях. Увеличение поступлений от использования товарного знака возможно за счёт более активного поиска компаний, которые захотят использовать бренд “ФК “Зенит” в рекламной компании своей фирмы.
Одним из инструментов привлечения финансовых ресурсов клубом является продажа билетов на игры команды.
Реализация билетов ставит перед клубом следующие вопросы:
-о спекуляции входными билетами;
-об адекватном ценообразовании;
-о билетной политике.
Популярность “Зенита” в городе очень высокая и поэтому процветает спекуляция билетами. Из-за спекуляции билетами пришлось сделать билеты фактически именными. Стоимость билетов на матчи “Зенита” самые высокие в стране. Так, самые дешёвые билеты на матч “Зенит”- “Крылья Советов” в 3 секторе стоили 300 рублей, а в ложе А 3500 рублей.
Билеты реализуются через кассы стадиона “Петровский” и через сеть фирменных магазинов ФК “Зенит”. Выручка от реализации билетов, согласно договору, делится поровну между клубом и стадионом “Петровский”.
Поступления от реализации билетов увеличились (табл. 2.1) в 2006 году на 9 млн. рублей (18,37 %) по сравнению с 2005 годом, а в 2007 году на 5 млн. рублей (8,62 %) по сравнению с 2006 годом. Рост поступлений от реализации билетов обусловлен эффективной ценовой политикой клуба по продаже билетов.
Дальнейший рост поступлений от реализации билетов зависит от платёжеспособности болельщиков и от ввода в строй стадиона с большим количеством посадочных мест.
Атрибутика это набор одежды для болельщиков: куртки, шапки, шарфы, свитеры, майки и т.п. с символикой клуба. Также выпускаются наборы постельного белья, флаги с символикой клуба, кружки, часы и т.п.