Механизм реализации денежно-кредитной политики государства
Степень развития финансово-кредитной системы, его инфраструктурных элементов определяет механизм денежно-кредитной политики, инструментарий последней, а в конечном результате эффективность ее проведения. Теория и практика денежно-кредитной политики различает две группы инструментов, с помощью которых осуществляется комплекс мероприятий в реализации ее стратегической цели. При этом различают инструменты прямого (директивного) и опосредствованного влияния на денежную массу, его структуру и активность. К наиболее важных и известных в экономической теории инструментов первой группы относят:[6 с.105]
- механизмы наличной эмиссии,
- установление границы кредита центрального банка, который предоставляется правительству и банковским учреждениям;
- прямое регулирование ссудных операций банков, установление маржи, определение границы и стоимости кредитных ресурсов, которые выделяются в соответствии с приоритетами макроэкономической политики для отдельного финансирования, ограничение потребительского кредита;
- ограничение отдельных видов деятельности коммерческих банков на основе существующего законодательства и отдельных постановлений и приказов Центрального банка.
Наиболее широко прямые методы государственного регулирования денежного обращения применяются в странах с переходной экономикой или слабо развитой финансово-кредитной системой. Так, в странах с переходной экономикой, где значительную роль сыграет государственный сектор, а рыночные институты и механизмы еще недостаточно сильные, наиболее целесообразно применять объединение прямых и опосредствованных инструментов регулирования объема и структуры денежной массы. И необходимо заметить, что применение прямых методов влияния денежно-кредитной политики может быть эффективной только на определенных периодах экономического развития. Долгосрочное их использование приводит к тому, что финансово-кредитные институты приспосабливаются к их влиянию и само влияние не только теряет эффективность, но и порождает отрицательные следствия и противоречие.
Система опосредствованного регулирования денежного обращения включает три основных инструмента с помощью которых Центральный банк осуществляет свое влияние на денежный рынок. В экономической литературе определенные три основных инструмента денежно-кредитной политики, которую проводит Центральный банк: 1) осуществление операций на открытом рынке; 2) регулирование нормы банковских резервов; 3) регулирование нормы учетной ставки проценту на займы, которые предоставляются Центральным банком.' Использование каждого инструмента предопределяет необходимость соответствующего механизма его реализации, которая заключает инструментарий влияния на конкретные базовые показатели, изменение в которых влияет на денежное предложение.
Каждый метод опосредствованного регулирования может использоваться как в отдельности, так и в совокупности с другими, при чем, в зависимости от конкретной экономической ситуации и цели, которая ставит перед собою денежно-кредитная политика на данном промежутке времени, комплексный или индивидуальный подход в использовании методов может изменяться. Применение методов также зависит от влияния общей социально-экономической политики, которое реализуется в стране. Как правило, в странах с переходной экономикой важным фактором, который определяет выбор методов денежной политики центральным банком есть ориентация на социально-политические процессы и противоречие.
Наиболее весомым методом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, который проводит центральный банк. Проведение таких операций, прежде всего, предопределяет необходимость существования в стране развитого рынка государственных ценных бумаг. Рынок государственных обязательств в современных условиях выполняет вместе с тем две функции: обслуживает государственный долг и используется как рычаг денежно-кредитной политики. Эти две функции не возражают одна одну, а логически дополняют и взаимодействуют. Так, операции, которая проводит центральный банк на открытом рынке, оказывают содействие его развитию и повышают доверие к государственным ценным бумагам. Возрастание количества операций на рынке ценных бумаг порождает систему посреднических структур, оказывает содействие развитию инфраструктуры и технического обслуживания за осуществление соглашений. Взаимосвязь между данными функциями обнаруживается и в том, что финансирование государственных затрат через эмиссию ценных бумаг приводит к увеличению объемов общей денежной массы, то есть, предложения денег. Этот процесс своей очередью влияет на обесценение денег и инфляцию. Поэтому проведение Центральным банком на открытом рынке вместе с тем операций противоположного характера разрешает стабилизировать рынок в условиях покрытия дефицита государственного бюджета.