Налоговая система России.
Налоговая система
– это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их постановления.
Налоговый кодекс РФ установил строгую иерархию нормативных актов по налогам и сборам, включающую следующие уровни:
· Законодательство РФ;
· Законодательство субъектов РФ;
· Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;
· Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов.
Итак, перечислим виды налогов и сборов, выделенные Налоговым кодексом РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) Налог на добавленную стоимость;
2) Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) Налог на прибыль (доход) организаций;
4) Налог на доходы от капитала;
5) Налог на доходы физических лиц;
6) Единый социальный налог;
7) Государственная пошлина;
8) Таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) Налог на пользование недрами;
10) Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) Лесной налог;
14) Водный налог;
15) Экологический налог;
16) Федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) Налог на имущество организаций;
2) Налог на недвижимость;
3) Дородный налог;
4) Транспортный налог;
5) Налог с продаж;
6) Налог на импортный бизнес;
7) Региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
1) Земельный налог;
2) Налог на имущество физических лиц;
3) Налог на рекламу;
4) Налог на наследование или дарение;
5) Местные лицензионные сборы.
Таблица 1 Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %
годы |
Всего пос- тупило налогов и сборов |
В том числе: | |||||
Налог на прибыль |
Налог на Добавоч. стоимость |
акцизы |
Платежи за пользование Природными ресурсами |
Налог на доходы Физических лиц |
Другие налоги и сборы | ||
1998 |
100,0 |
25,1 |
25,6 |
11,4 |
5,4 |
13,2 |
19,1 |
2000 |
100,0 |
27,9 |
24,6 |
10,9 |
5,7 |
12,1 |
18,8 |
2001 |
100,0 |
26,3 |
24,4 |
11,7 |
7,6 |
13,1 |
16,9 |
2002 |
100,0 |
19,9 |
22,9 |
11,1 |
14,4 |
11,8 |
19,9 |
Из данных табл. 1 видно, что главным источником консолидированного бюджета является налог на добавленную стоимость. Его доли в структуре доходов в 2002 году составила 22,9%, по сравнению с предыдущим годом доля налога на добавленную стоимость несколько снизилась.
Таблица 2 Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет, %
годы |
Всего пос- тупило налогов и сборов |
В том числе: | |||||
Налог на прибыль |
Налог на Добавоч. стоимость |
акцизы |
Платежи за пользование Природными ресурсами |
Налог на доходы Физических лиц |
Другие налоги и сборы | ||
1998 |
100,0 |
22,9 |
44,6 |
21,0 |
2,9 |
5,5 |
3,1 |
2000 |
100,0 |
28,1 |
42,2 |
19,0 |
2,9 |
4,3 |
3,5 |
2001 |
100,0 |
21,7 |
48,4 |
19,2 |
5,0 |
0,3 |
5,4 |
2002 |
100,0 |
15,0 |
46,3 |
18,3 |
18,6 |
- |
1,8 |