Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета
2) налоги и сборы субъектов Федерации;
3) местные налоги и сборы.
В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.
Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.
Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением – в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.
Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.
Прогнозируемое в 2008 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.
Приложение 1
Структура доходов федерального бюджета за 2004-2007 гг.
(в % к общей сумме доходов)
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Налог на прибыль |
7.0 |
7.1 |
6.5 |
6,0 |
НДС |
31.2 |
35.0 |
26.9 |
29,0 |
НДПИ |
12.4 |
14.4 |
18.3 |
18,0 |
Акцизы |
6.0 |
2.6 |
1.8 |
2,2 |
Таможенные пошлины |
23.2 |
25.3 |
35.7 |
33,8 |
Неналоговые доходы |
5.0 |
2.9 |
2.9 |
3.1 |
ЕСН |
14.1 |
5.2 |
4.7 |
4,4 |
Прочие доходы |
0.8 |
7.2 |
2.9 |
6,6 |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
100 |