Цели создания и особенности функционирования МВФ и Мирового банка.
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
– объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
– осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
– совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Международный валютный фонд (МВФ) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств – членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вуде (США). Свою деятельность фонд начал в мае 1946г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения (Устав) о МВФ. По этой же причине в 50-60-х годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г. В настоящее время число стран – членов МВФ составляет 182.
По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ Статьи Соглашения трижды пересматривались. Первая серия поправок (1968 – 1969г.г.) связаны с образованием механизма СДР, вторая (1976 – 1978г.г.) определила основные принципы Ямайской валютной системы, сменившей Бреттон-Вудскую валютную систему; третья поправка (1990-1992г.г.) предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран – членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами – членами МВФ находится принятая Советом управляющих поправка к Уставу, касающаяся специального разового выпуска СДР. Готовятся поправки, возлагающие на страны – члены обязательства по либерализации международного движения капиталов.
Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна – член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.
Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран – членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса.
Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США – 17,78%, Германия – 5,53%, Япония – 5,53%, Великобритания – 4,98%, Франция – 4,98%, Саудовская Аравия –3,45%, Италия – 3,09%, Россия – 2,90%.