Количественная и качественная характеристика действующих инвестиционных компаний на современном рынке ценных бумаг России
Составлено по данным ММВБ
После принятия в 2001 г. закона "Об инвестиционных фондах" наблюдается значительный рост активов ПИФ в первую очередь за счет формирования закрытых фондов. Тем не менее, как нам представляется, главным фактором, определяющим уровень вовлеченности населения в инвестиционные процессы на рынке ценных бумаг, является количество частных инвесторов - граждан страны. Собрать объективные достоверные данные об этом возможности не представилось.
Попробуем, однако, оценить данный показатель и его тенденции, используя в качестве индикатора количество физических лиц - клиентов ПИФ. Такая статистика накапливается в ФКЦБ в составе официальной отчетности управляющих компаний, но на регулярной основе широкой публике она не раскрывается. Тем не менее недавно появились публикации, где со ссылкой на ФКЦБ России приведена таблица, характеризующая динамику изменения числа пайщиков (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Динамика изменения числа «рыночных» пайщиков*
Период |
Количество “рыночных” пайщиков |
Изменение числа “рыночных” пайщиков, % |
Q4-2000 |
6082 |
- |
Q1-2001 |
5595 |
-8,01 |
Q2-2001 |
5791 |
3,50 |
Q3-2001 |
6136 |
5,96 |
Q4-2001 |
6612 |
7,76 |
Q1-2002 |
7976 |
20,63 |
Q2-2002 |
9273 |
16,26 |
Q3-2003 |
10 328 |
11,38 |
Q4-2002 |
11 958 |
15,78 |
Q1-2003 |
14 401 |
20,43 |
Q2-2003 |
17 462 |
21,26 |
* На конец периода.
Q - квартал
Под термином "рыночные" пайщики понимаются только те клиенты ПИФ, которые принимали осознанное инвестиционное решение, поэтому из общих данных по количеству инвесторов ПИФ исключены те, кто оказался вовлеченным в инвестиционную деятельность волею судьбы - акционеры ЧИФ "ЛУКОЙЛ" и "Альфа-Капитал", преобразовавшихся в паевые фонды. Использование в качестве индикатора интереса населения к деятельности на рынке ценных бумаг количества клиентов ПИФ представляется нам достаточно корректным, так как этот инструмент предназначен для массового аккумулирования средств широких слоев населения, и в мировой практике этот индикатор наиболее часто используется для демонстрации интереса граждан к инвестиционной деятельности. Например, в США более половины домохозяйств пользуются услугами взаимных фондов. Как следует из данных, представленных в табл. 2.2, с одной стороны, по сравнению с общим количеством экономически активного населения страны (около 71 млн. чел.), уровень, не превышающий 20 тысяч человек, является ничтожным. Однако, с другой стороны, нельзя не обратить внимание на положительную динамику изменения числа пайщиков в текущем году - около 20% за квартал! По оценкам экспертов, чтобы услуга для населения начала распространяться в массовом порядке, а количество ее потребителей самовоспроизводиться, клиентская ниша должна быть заполнена на 1%. После заполнения 20%-ной ниши можно признать, что общество пользуется этой услугой, и она превращается в социально значимую.