Модели организации пенсионного обеспечения
Создание единой пенсионной службы соответствует Концепции реформирования пенсионного обеспечения в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.08.95 г. № 790, и Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.98 г. № 463 /15/.
В территориях, работающих в условиях единой пенсионной службы, обслуживается шесть миллионов пенсионеров, около 1,3 миллионов работодателей-плательщиков страховых взносов и около десяти миллионов граждан, застрахованных в системе государственного пенсионного страхования /36/.
Все существующие единые пенсионные службы были созданы на базе территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации путем делегирования ему субъектами Российской Федерации своих функций по назначению, перерасчету и выплате государственных пенсий. Имел место только один прецедент, когда единая пенсионная служба была создана на базе органов социальной защиты населения. Это было в Башкирии в 1993 году, когда Президент Республики ликвидировал Отделение Пенсионного фонда, сбор страховых взносов доверив налоговой службе, а все остальные функции, ранее выполнявшиеся Отделением, - Министерству социальной защиты Республики. Данный опыт оказался неудачным: Башкирия из региона-донора превратилась в дотационный регион. Возможно, это было связано, главным образом, с социально-экономической ситуацией в Республике, но тем не менее, после этого эксперимента, а в 1997 году он был прекращен и Единая пенсионная служба в Башкирии была создана на базе восстановленного Отделения Пенсионного фонда, желающих передавать сбор страховых взносов налоговым службам не было.
Изначально специалистами приписывались следующие плюсы, присущие Единой пенсионной службе:
- сокращение звеньев пенсионной цепочки и, как следствие, повышение управляемости системой и сокращение сроков прохождения финансовых потоков, так как, чем меньше звеньев в системе, тем быстрее деньги доходят дот непосредственного получателя;
- будут исключены случаи нецелевого и несвоевременного использования пенсионных средств, так как в одной структуре нет смысла завышать заявки и невозможно отвлечь деньги на другие цели, например, на выплату пособий вместо пенсий;
- создание Единой пенсионной службы сделает возможным успешное внедрение и использование по полной программе возможностей, дающихся персонифицированным учетом страховых взносов, так как стыковка в рамках одной структуры сведений об уплаченных страховых взносах и тех сведений, которые предоставляет работодатель в качестве данных о стаже и заработке, - очень эффективный способ контроля за точностью и своевременностью предоставляемой информации /48/.
Однако при введении опасались следующих возможных отрицательных последствий:
- неудобство для пенсионеров, то есть вместо одного учреждения ими будут заниматься две конторы;
- возможные организационные сбои на стадии формирования Единой пенсионной службы;
- опасности того, что создание Единой пенсионной службы разрушит единое информационное пространство и у органов социальной защиты возникнут сложности в получении информации о пенсионном статусе, к которому сегодня во многом привязаны все меры социальной защиты;
- возможность появления неудобств, для самих работников такой службы, поскольку они при переходе в Единую пенсионную службу на базе ПФ РФ потеряют статус государственных служащих субъекта Российской Федерации или муниципальных государственных служащих.