Сущность, типы и виды инфляции
Административная инфляция порождается волей государственных органов, различных союзов и объединений, отдельных лиц и др. В России пока сохраняется достаточно высокая степень монополизации товарных рынков и, соответственно, самый сильный ценовой диктат монополистов. Фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных рынках, монополизм производителей и поставщиков продовольственной и промышленной продукции сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателей, как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.
«Административная инфляция» проявляется во взвинчивании тарифов на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др. Поднимая цены в ключевых отраслях, например, увеличивая тарифы на перевозку народнохозяйственных грузов или на газ для промышленных потребителей, «административная инфляция» стимулирует «инфляцию издержек». [6: с.6]
Инфляция спирали цен и зарплат
близка по характеру к «административной инфляции» и «инфляции издержек», поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства, что соответственно провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым замыкая порочный круг, то есть разворачивается спираль «заработная плата – цены».
Такая ситуация существовала в России в 1992-1996 гг., когда вслед за ростом цен увеличивалась заработная плата работникам бюджетной сферы. Такая же ситуация возникла после августовского кризиса. Обесценение национальной валюты после девальвации и роста курса доллара вынудило правительство заложить в бюджет России на 1999г. и 2000г. определенные средства на повышение заработной платы государственным служащим, что привело к очередному витку роста цен. [6: с.7]
Инфляция спроса. Это инфляция, вызванная увеличением спроса на продукцию, то есть когда за определенный вид товара покупатели готовы платить больше. Сущность данного типа инфляции иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров». Экономика может «попытаться» тратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Так как производители мгновенно не могут отреагировать на данное увеличение спроса ростом выпуска продукции, то, в зависимости от обстоятельств, они либо повышают цены, либо увеличивают объем выпуска продукции. Рассмотрим эти обстоятельства (см. рисунок 1).
На первом отрезке общие расходы, то есть сумма потребления, инвестиций, правительственных расходов, до такой степени низки, что объем национального продукта сильно отстает от своего максимального уровня при полной занятости. Уровень безработицы высок, а значительная доля производственных мощностей предприятий простаивает. Предположим, что за счет денежной эмиссии увеличивается совокупный спрос. Тогда объем производства возрастет, уровень безработицы снизится, а уровень цен незначительно повысится. [13]
|