Проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом.
Таблица 1.
Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации в 1996 г.
В том числе | ||||||
Консолидированный бюджет |
Федеральный бюджет |
Бюджеты территорий | ||||
трлн. руб. |
в % к ВВП |
трлн. руб. |
в % к ВВП |
трлн. руб. |
в % к ВВП | |
Доходы |
558,5 |
24,7 |
281,9 |
12,5 |
322,9 |
14,3 |
Расходы |
652,7 |
28,9 |
356,2 |
15,8 |
342,8 |
15,2 |
Дефицит |
94,2 |
4,2 |
74,3 |
3,3 |
19.9 |
0,9 |
Источник: 18, стр. 138-139
Ситуация же в самом начале экономических преобразований была значительно более плачевной. С разрушением командно-административной системы нормальное соотношение между доходами и расходами прекратило поддерживаться силовыми методами, что проявилось в огромном росте бюджетного дефицита. По итогам 1991 года дефицит бюджета бывшего СССР достиг почти 20 % ВНП [3, стр. 293]. Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн. руб., и ситуация продолжала ухудшаться [3, стр. 295]. Нарастание инфляционных процессов выр
азилось в росте цен на товары и услуги (видимая инфляция), и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (скрытая инфляция). До 1994 года дефицит бюджета продолжал оставаться на критическом уровне - 10,8 % [18, стр. 138].
Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии Центрального банка для финансирования бюджетного дефицита в 1995 - 1996 годах привел к радикальному сокращению темпов инфляции и существенному оздоровлению общеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишь за счет превращения бюджетного дефицита в государственную задолженность. Место кредитов Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом. Если в 1994 г. внутренние и внешние займы составляли 21,5 % реальных бюджетных доходов, то уже в первой половине 1996 года они достигли 68,7 %. Финансирование же за счет займов расходов федерального правительства увеличилось за этот период с 10 % до более трети (около 19 % - за счет прироста внутреннего долга, около 16 % - внешнего) [8, стр. 8].
Таблица 2
Финансирование дефицита федерального бюджета России в 1996 г.
Общее финансирование |
74,3 |
В том числе: Внутреннее финансирование |
41,0 |
Из него: Кредиты Банка России |
- 0,2 |
Государственные краткосрочные обязательства |
38,1 |
Казначейские обязательства |
- 7,3 |
Облигации государственного сберегательного займа |
6,3 |
Внешнее финансирование |
33,3 |
Из него: Кредиты международных финансовых организаций |
22,5 |
Кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм |
10,8 |