Современное состояние фондового рынка
Завершение первого месяца 2001 г. было омрачено решением British Petroleum продать свою долю (около 7 %) в уставном капитале ЛУКОЙЛа, что привело к лидерству в падении цен акций российской нефтяной компании. Вместе с тем цена, по которой проходили сделки по продаже акций, не опускалась ниже 10 долл., что, скорее всего, предопределило наличие существенного уровня поддержки акций ЛУКОЙЛа на ближайшее время.
Реализация решения British Petroleum проходила с помощью банка “Кредит Свисс Ферст Бостон”. В результате роста предложения на рынке бумаг российской нефтяной компании из-за продажи пакета, принадлежавшего British Petroleum, был поставлен под вопрос проект правительства России по приватизации в 2001 г. 6 % госпакета акций ЛУКОЙЛа. С учетом этого РФФИ направил письмо вице-президенту ЗАО “Банк Кредит Свисс Ферст Бостон АО "с предложением расторгнуть договор на оказание консультационных услуг по продаже 6%-го пакета акций ОАО "ПК ЛУКОЙЛ” на международном рынке. Руководство РФФИ посчитало, что имущественные и иные интересы банка в сделке с British Petroleum и интересы фонда как клиента “Банк Кредит Свисс Ферст Бостон” пришли в противоречие.
Однако, несмотря на это, в целом январь 2001 г. принес ощутимое прибавление в цене российским “голубым фишкам”: обыкновенные акции Мосэнерго за месяц выросли на 41,67 %. до 0,034 долл.; Татнефти — на 40.79 %, до 0.497 долл.; РАО “ЕЭС России” — на 29.15 %. до 0.1059 долл.; ЮКОСа — на 28,09 %. до 2.28 долл.
В первой половине февраля 2001 г. на российском рынке акций повышательная тенденция сохранилась. Основной причиной роста был приход нерезидентских заказов на покупку акций после твердого заявления России о готовности выплачивать долг Парижскому клубу кредиторов.
Кроме того, поддержку рынку оказывали покупки акций со стороны инвесторов, увеличивающих свою
долю в уставных капиталах компаний накануне закрытия эмитентами своих реестров для проведения годовых собраний акционеров. В частности, в течение февраля 2001 г. лидировали в росте акции Аэрофлота. Профучастники объясняли это возможным желанием менеджмента компании усилить свои позиции, тем более что финансовые показатели работы Аэрофлота в 2000 г. позволяли это реализовать.
Лидерство бумаг АвтоВАЗа также объяснялось возможной скупкой бумаг компанией General Motors, согласившейся недавно на создание СП с АвтоВАЗом. Интересно отметить также резко возросший интерес к акциям Газпрома, проявившийся, впрочем, довольно странно. Так, в феврале 2001 г. на
рынке акций компании несколько раз отмечались; покупки крупных пакетов в несколько десятков миллионов акций, “задиравшие” рынок на 10—15 %, после чего цена вновь возвращалась на прежние уровни.
Одним из объяснений этого могло быть решение ФКЦБ разрешить голландской компании Gazprom Finance BV, полностью принадлежащей Газпрому, вывести за границу 1.19 % акций ОАО для выпуска производных финансовых инструментов. Если учесть, что на внешнем рынке цена бумаг концерна в пересчете на акцию в 2 раза выше. чем на внутреннем, можно понять, почему покупки акций Газпрома на МФБ были такими, мягко говоря, “неосторожными”.
Вторая половина февраля 2001 г. прошла под знаком падения цен российских акций. Негативными факторами этого падения стал политический кризис в Турции, переросший в экономический кризис с резким ростом доходности госбумаг и ставок по кредитам overnight, а также обвалом биржевого индекса XU-100. Некоторая стабилизация наступила лишь после решения правительства Турции отпустить курс лиры для сохранения золотовалютных резервов.