Классификация векселей
В то же время запаздывание Министерства финансов РФ с созданием единого депозитария, отсутствие постоянной информации о котировках казначейских обязательств создают нездоровую почву. Основная масса этих обязательств сосредотачивается в нескольких финансовых структурах, что может отрицательно повлиять на формирование данного сегмента фондового рынка.
В соответствии с отмеченными участниками данного сегмента фондового рынка предприятия-производители получают меньшую выыоду в виде достаточно низких котировок казначейских обязательств. Поэтому приток капитала имеет место не из финансовой сферы в производственную, а наоборот - долги государства предприятиям скупаются по достаточно низкой цене, и основная доля выплат ложится на их имущество.
В конечном же итоге выпуск казначейских обязательств в обращение призван сыграть большую роль в расшивке неплатежей, заменить не полученное от государства бюджетное финансирование предприятий ряда отраслей, в первую очередь топливно-энергетического и оборонного комплексов.
К концу 1994 г. эмитировано около 30 серий казначейских обязательств. Предполагаемый объем их выпусков более 35 триллионов руб. По предварительной оценке, выпуск этих обязательств в 1995 г. составит не более 16 триллионов руб.
Казначейские обязательств выпускаются в обращение в бездокументарной форме сериями, каждая из которых представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом на всю сумму выпуска. Последний оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в уполномоченном депозитарии, а второй в Министерстве финансов РФ. Объем и даты выпуска каждой серии определяет Министерство финансов РФ.
Каждая серия имеет одну дату выпуска, одну дату погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашенияя
Владельцами казначейских обязательств могут быть российские юридические и физические лица, но размещаются они в основном среди юридических лиц, которые по законодательству РФ являются резидентами.
Ставка процентного дохода по данному виду ценных бумаг установлена на уровне 40% годовых. Она определяется с учетом срока погашения: от 72 до }0 дней после даты выпуска и является едино для всех выпусков казначейских обязательств.
Уполномоченные банки могут выступать в качестве не только уполномоченного депозитами, но и платежного агента, ведущего счета депо, выпуски из них, подтверждающие права владения казначейскими обязательствами. Выполнение этих функций банками требует внедрения единого документооборота между ними. Казначейскими
обязательствами Министерство финансов РФ рассчитывается с предприятиями по текущей задолженности федерального бюджета. Перечень предприятий включчет в себя предприятия приоритетного направления: АО "Росуголь", оборонного комплекса и пр. Они рассчитываются со своими кредиторами-смежниками, относящимися в соответствии с Общесоюзный Классификатором отраслей народного хозяйства к одной или нескольким из 24 отраслей, которые установлены в договорах заключенных Минфином РФ с банками-депозитариями. Ограничения на обращения данного вида ценных бумаг могут быть неодинаковы для разных их выпусков и различны по наименованиям. Например, количество индоссаментов ограничено от двух до пяти, ччо предполагает свободное обращение казначейских обязательств на вторичном рынке ценных бумаг. Это не означает, конечно, что они не могут быть погашены в первый же день после наступления срока платежа независимо ль количества