Рынок ГКО
Сроки обращения ГКО в денежные средства минимальны, и это позволяет официальным Дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные денежные средства. При этом операционные издержки (комиссия Дилеру, бирже) при таких инвестициях сравнительно невелики.
Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налогообложения.
Организация цивилизованного рынка финансирования государственного долго, создание действенного инструментария денежно-кредитной политики предполагают развитие объемного рынка государственных ценных бумаг.
В странах с развитой рыночной экономикой рынки государственных ценных бумаг играют важную роль в финансировании государственного бюджета, в поддержании ликвидности финансовой
системы, регулировании экономической активности. В ведущих странах мира накоплен богатый опыт в рыночном управлении государственным долгом, введены в практику различные виды государственных финансовых инструментов отвечающих интересам различных групп населения и институциональных инвесторов (торговых и промышленных фирм, банков и финансовых компаний).
В условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране с 1917 года до недавнего времени, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал.
Только с конца 1991 года в России начали создавать реальные системы торговли государственными ценными бумагами. Большую роль в развитии рынка государственных долговых обязательств играл Банк России, который с 1992 г. начал осуществлять котировку облигаций Государственного Республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г., но привлекательность облигаций данного вида была недостаточно высокой.
В середине 1992 года Центральный банк РФ начал работу над проектом эмиссии государственных краткосрочных ценных бумаг. В результате конкурсного отбора Московская межбанковская валютная биржа была выбрана в качестве биржи, организующей вторичное обращение этих ценных бумаг.
В условиях высокой инфляции и общей нестабильности экономической ситуации успехом у инвесторов могли пользоваться только такие государственные ценные бумаги, которые отвечали бы следующим требованиям:
- срок обращения не превышает несколько месяцев;
- доходность, сопоставимая с уровнем средних процентных ставок по межбанковским кредитам;
- наличие высоколиквидного вторичного рынка. Летом 1992 года Банк России и Московская межбанковская биржа начали работу над проектом эмиссии государственных ценных бумаг, которые отвечали всем вышеуказанным требованиям.
В январе - феврале 1993 года проект эмиссии государственных краткосрочных облигаций получил нормативную основу. Председателем Банка России и министром финансов Российской Федерации были подписаны "Основные условия выпуска государственным краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации".
В феврале 1993 года Верховный Совет России санкционировал Правительству России в 1993 году выпуск краткосрочных государственных облигаций на общую сумму до 650 миллиардов рублей.
В январе - марте 1993 года ММВБ проводила работу по разработке внутренних документов и инструкций регулирующих порядок проведения торгов и расчетов по ГКО.